Почему преподаватели не понимают, к чему готовить учащихся?
В центр образовательного процесса сегодня встает новый институт - индивидуальных образовательных программ
Существует, по крайней мере, три группы вызовов, стоящих перед современной российской системой образования.
Сегодня мы наблюдаем, как меняется институциональное ядро сферы образования и подготовки кадров, а шире - системы капитализации человеческих ресурсов. Серьезные изменения идут во всех областях, которые отвечают за превращение потенциала в человеческий - а главное, социальный капитал. Речь и о качестве среды обитания, и о здоровье, и о социальной мобильности, и о владении человеком достаточным объемом знаний о себе самом и возможном применении своих компетенций.
Перезагрузка стандартов
Если раньше в центре институциональной матрицы стояло отдельное образовательное учреждение, то сегодня это уже не так. Большую часть информации и знаний ребенок с самого раннего возраста получает в семье, из СМИ и за счет индивидуальной работы с помощью информационных технологий. Однако гораздо важнее тот факт, что ни одно образовательное учреждение в мире - будучи организацией, конечной по своим ресурсам и составу преподавательских кадров - уже не может обеспечить полноценной образовательной траектории для своих студентов. Этот вопрос нельзя решить ни за счет кратного увеличения объемов финансирования, ни за счет совершенствования лабораторной базы, ни за счет приглашения «лучших» преподавателей как отечественных, так и зарубежных.
Необходимо, чтобы школы и ВУЗы как можно раньше осознали эту проблему. И вместо безумных попыток учить всех всему, сосредоточились бы на узких зонах своих реальных достижений и преимуществ, имеющих исторический характер. В одном ВУЗе есть пять хороших кафедр, а в другом - провинциальном - только две. Вместе с тем, само по себе это ни хорошо, ни плохо. Главное не обманывать студентов и не делать вид, что отдельный ВУЗ может одинаково хорошо давать все предметы, дисциплины и типы знаний. При этом важную роль в процессе обучения должна занять самоподготовка, передача навыков самообразования, формирование навигационных карт и лоцманская помощь.
Придется смириться с тем, что часть школ и ВУЗов попадут при этом в водоворот отрицательной обратной связи. Низкое качество профессорско-преподавательского состава приведет к постепенному снижению уровня абитуриентов и учащихся. Более сильные студенты, естественно, будут стараться поступить в более сильные ВУЗы. Падение уровня подготовки учащихся, в свою очередь, будет вызывать еще один виток падения уровня преподавания. Уже сейчас во многих ВУЗах на первых курсах приходится заново проходить школьную программу для старших классов. Многие абитуриенты не умеют писать, читать, понимать, говорить, слушать. Эти ВУЗы в кратко- или среднесрочной перспективе вынуждены будут закрыться или влиться в другие. Хотя укрупнение ВУЗов - лишь полумера. Для головного ВУЗа такие депрессивные филиалы, скорее, еще одна головная боль. Хотя объемы финансирования и численность студентов временно вырастет.
Индивидуальные программы образования
В центр образовательного процесса и самого процесса формирования человеческого капитала сегодня встает новый институт - индивидуальных образовательных программ. Индивидуальную программу необходимо разрабатывать для каждого человека, начиная с 3-х летнего возраста. А может быть, и раньше. Делать это должны профессиональные тьюторы - специалисты, берущие на себя функции диагностики индивидуальных предпочтений ребенка, его мотивации и психо-физиологических особенностей. Эта работа ведется вместе с родителями, и что очень важно - при активном участии самого ребенка. В дальнейшем, получившуюся программу необходимо дополнять и корректировать, постепенно помогая подростку стать ее полноценным автором. По мере усложнения программы, изменяются и способы ее воплощения в жизнь. Это потребует от представителей профессиональных областей и специалистов в области педагогики большой работы по созданию нового содержания образования и подготовки, а также новых методик, ориентированных на индивидуализацию процессов развития человека. Уже сегодня в огромных масштабах востребованы учебные игры, индивидуальные и групповые тренажеры, интерактивные учебники, учебные фильмы и компьютерные программы.
Кроме того, политика в области образования и подготовки кадров должна учитывать состояние рынка труда. И не только сегодняшние требования промышленности, но и долгосрочные экономические циклы, процессы смены технологических платформ. Сегодня представители бизнеса часто не могут сформулировать требования к выпускнику ВУЗа или профессионально-технического училища, потому что сами не понимают, в каком направлении развивается их сфера деятельности.
В чем парадокс?
Рассматривая отношения между системой образования и системой занятости, мы видим гигантский парадокс: уровень промышленности в России в среднем таков, что для тех, кто находится в самой высокой зоне по образованию, он слишком низкий, а для тех, кто в низкой зоне - он высокий. Получается, что «звездочки» требуют других рабочих мест, более высоко квалифицированных. Они хотят работать на современных, высокотехнологических, автоматизированных и относительно свободных, в смысле стиля управления, местах: креативных, творческих, без излишней директивности, на других принципах мотивации. И когда они смотрят на это рынок труда, они видят, что таких мест мало, и начинают оглядываться по сторонам, искать работу в другой отрасли, в другой стране.
И снова парадокс: с одной стороны, серьезная безработица, более того, на многих предприятиях избыточная численность по сравнению с мировыми аналогами, а с другой – нехватка рабочих рук. Мы все время говорим, что у нас низкая производительность труда. Что это значит? Это значит, что каждый человек на своем рабочем месте вырабатывает меньше, чем мог бы и должен с точки зрения технологии. А почему? Потому что он не умеет делать то, что от него требуется.
Если же мы говорим о средней прослойке по успеваемости, то должны помнить, что сегодня средний уровень требований в промышленности достаточно высок. Человек должен обязательно владеть иностранными языками, информационными технологиями, свободно ориентироваться в поисковых системах, работать с современным станочным парком. Кроме того, он должен уметь участвовать в коммуникации, если нужно – в кружках качества, в групповой работе. К тому, что мы называем средним уровнем, в общем, довольно серьезный набор требований. Но сегодняшняя система образования и подготовки кадров в подавляющем числе случаев не может обеспечить этого.
Третью проблему, связанную с кризисом картины мира, я подробно разбирал в предыдущем своем материале. Повторю только, что она крайне серьезна.
Все эти вызовы требуют разработки нового содержания образования и подготовки. И этих задач не решить одними организационными реформами и изменением механизмов финансирования образования.