26 МАЯ, 15:06

О главных угрозах российской промышленности

НЕДОРОСЛЕВ Сергей
Сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

На ПМЭФ эти угрозы были обнародованы президентом РФ, который совершенно справедливо заявил, что для технологической революции понадобится расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам

Одной из главных тем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стало раскрытие конкурентного потенциала России.

Есть как минимум два повода надеяться, что отечественная промышленность станет глобально конкурентоспособной.

Во-первых, давние традиции качественного фундаментального и прикладного образования, до сих пор позволяющего генерировать высокопрофессиональные кадры для секторов с высокой добавленной стоимостью - машиностроения, биотехнологий.

Во-вторых, наличие огромного, перспективного внутреннего рынка, который, в свою очередь, может запустить большое количество новых малых и средних отечественных предприятий. В течение 15-20 лет в России не переоснащались производственные мощности, а значит, в ближайшее время они должны сильно обновиться, что поддержит внутренний спрос.

Но есть две проблемы, которые могут полностью перечеркнуть эти планы и заставить все оборудование в Россию импортировать, иными словами, эти производства запустить не на своей территории. Все остальные угрозы (такие, как ослабление тарифной защиты внутреннего рынка после вступления в ВТО, несовершенная судебная система) кажутся по сравнению с ними второстепенными.

Первая проблема - отсутствие длинных и недорогих кредитов для промышленников. Вторая - действующая налоговая система, дружественная к потребителям и недружественная к производителям. Подробно расскажу о проблеме длинных денег.

Рассуждая в пятницу на питерском форуме о необходимости технологической революции, самого масштабного за последние полвека технологического перевооружения российских предприятий, президент Владимир Путин совершенно справедливо заявил, что для этого понадобится расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам. По словам главы государства, конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс 1%.

Действительно, чтобы построить производство продукции с высокой добавленной стоимостью, нужны недорогие и долгосрочные займы. Ведь вам нужно не только провести исследования, но и нанять людей, организовать серийное производство. Пройдет от трех до семи лет, прежде чем появится отдача от таких проектов.

Когда швейцарский или германский промышленник приходит в свой банк за кредитом на реконструкцию цеха, тот дает ему деньги на десять, а то и на 15 лет, не требуя "высоколиквидных залогов". Никто не ожидает, что у промышленника где-то на заводе в каптерке припрятаны акции банка UBS. Он, конечно, готов заложить корпуса, оборудование, интеллектуальную стоимость, может, даже часть своего пакета акций собственного предприятия, но у него нет здания в центре Цюриха, нет крупных пакетов «голубых фишек».

В наших же банках у нас всегда спрашивают: "У вас нет в залог здания в центре Москвы?" Мы отвечаем: "Откуда? У нас производство в Коломне". Нам объясняют: "По требованиям Центробанка у вас должен быть высоколиквидный залог. Если у вас его нет, мы должны определить вас в другую категорию заемщика и создать под вас специальные резервы, а их еще надо привлечь с рынка". В этом случае ставка по кредиту вырастает до грабительской.

Но банк тут не виноват. Такое недружественное отношение мегарегулятора к промышленному сектору объяснимо. Наша банковская система формировалась в 1990-е годы, когда не было стабильности, процветала торговля, а производство стояло. Банки до сих пор вынуждены ориентироваться на отрасли с высокой оборачиваемостью - торговлю, потребительское кредитование. Единственный сектор, получающий более или менее длинные кредиты, - строительство, там производственный цикл обычно длится до трех лет.

Банки никогда охотно не кредитовали у нас малые и средние промышленные предприятия, которые во всем мире считаются основой экономической стабильности (к слову, около 80% добавленной стоимости в Европе создается именно такими предприятиями). Все высоколиквидное производство в России (в основном продукция военного назначения, энергомашиностроения) было государственным, за которое поручались крупные  госкомпании типа «Росвооружения», только его и кредитовали.

Нынешний глава Минпромторга Денис Мантуров первым из министров промышленности со времен СССР поставил вопрос о необходимости закона о промышленной политике. Сейчас его ведомство работает над соответствующим законопроектом, мы в "Деловой России" активно поддерживаем эту работу.

Но пока мы не понимаем, как будет решаться вопрос длинных кредитов для промпредприятий будущего. Какой бы грамотной и эффективной промышленная политика ни была, все равно рано или поздно все упрется в этот вопрос.

Когда у ваших заводов пойдут заказы, они потребуют расширения производств. За месяц длинные деньги не найти, стало быть, у вас пропадет практически все, что вы наработаете к тому времени: НИОКР - скоропортящийся продукт, они обладают способностью быстро тухнуть. Если вы разработали решение, но два года не запускаете его в серию, ваши конкуренты, у которых есть доступ к длинным деньгам, сделают это за вас.

Для профилактики "голландской болезни" часть нефтегазовых сверхдоходов  из Резервного фонда мы предлагаем направлять в Фонд поддержки промышленных предприятий.  Возможно, в него следует направлять и какую-то часть пенсионных средств или НДПИ - мы готовы поддержать любой вариант. Пусть эти деньги работают на развитие нашей промышленности.

И у Минпромторга уже есть идея создания подобного фонда, но она встретила сильное сопротивление других ведомств. Если Минпромторг не победит, а Центральный банк не изменит свои нормативы, касающиеся кредитования промышленных предприятий, то новые производства так и не появятся, а мы будем все импортировать из стран, где больше заботятся о своей промышленности.

Итоги ПМЭФ-2014. Основные события и заявления

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги