Почему в Египте не любят "Аль-Джазиру"
Египетский суд приговорил трех репортеров катарского телеканала в семи годам лишения свободы
Внимание мировой общественности привлекло принятое на днях решение суда в Каире, который приговорил трех журналистов катарского телеканала "Аль-Джазира" к семи годам лишения свободы за "распространение ложной информации и поддержку движения "Братья-мусульмане". Еще 11 представителей этого телеканала приговорены к десяти годам тюрьмы заочно. Большинство осужденных египтяне, однако среди них есть и гражданин Австралии, получивший семь лет тюрьмы, а также подданные Нидерландов и Великобритании, их осудили заочно.
Приговор подвергся резкой критике со стороны многих правительств Запада, либеральных СМИ и правозащитных организаций. Одновременно он получил поддержку египетских журналистов и общественности, которые утверждают, что "Аль-Джазира" практически переступила грань, отделяющую тележурналистику от подрывной пропаганды и заняла сторону исламистов - от "Аль-Каиды" до "Братьев-Мусульман". {article_photo:1274038:'Семь журналистов Аль-Джазиры приговорены египетским судом к семи годам тюрьмы':'right':'50'}
Мало кто подвергает сомнению тот факт, что в последние полтора десятилетия "Аль-Джазира" стала эффективным инструментом Катара по дестабилизации светских режимов в арабском мире - от Туниса и Алжира до Сирии и Египта. Недаром "Аль-Джазиру" ассоциируют с так называемой арабской весной, которая привела к смене светских режимов в Тунисе и Египте. Как отметила в свое время американская The New York Times, протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено - телеканал "Аль-Джазира", чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона.
Чем объясняется такая суровая мера в отношении журналистов "Аль-Джазиры" в Египте? Очевидно, тем фактом, что именно здесь была наиболее зримо стерта тонкая грань между журналистикой и политикой. "Аль-Джазира" сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака, осуществляя на гигантских экранах прямую трансляцию с площади Тахрир в Каире и предоставляя экран лидерам египетской оппозиции. Именно на площади Тахрир была наработана пропагандистская схема дискредитации правящего режима, которая в точности была перенесена на киевский Майдан, где аналогичную роль сыграли телеканалы, подконтрольные украинским олигархам. После свержения режима Мубарака "Аль-Джазира" полностью поддержала исламистское правительство Мухаммеда Мурси и до сих пор выступает против нового военного руководства страны.
Когда "Аль-Джазира" была основана в 1996 году по инициативе эмира Катара Хамади бин Халифы Аль Тани, перед ней была поставлена амбициозная задача - сломать монополию Саудовской Аравии и других арабских государств на средства массовой информации. В первый период своей деятельности "Аль-Джазира" старалась давать диверсифицированную картину событий в арабском мире, предоставляя трибуну ХАМАС, «Исламскому джихаду» и «Аль-Каиде», выкладывая в эфире свидетельства американских военных преступлений в Ираке и Афганистане. Одновременно "Аль-Джазира" открыто критиковала саудовскую королевскую семью.
Такой подход имел свои первопричины: Аль Тани пришел к власти, свергнув своего отца, и этим самым восстановил против себя монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Ядро "Аль-Джазиры" составляли с самого начала журналисты арабской службы BBC. Если костяк саудовских телеканалов был представлен выходцами из Ливана, Аль Тани поручил набирать кадры из всех арабских стран и западных СМИ, тем самым подчеркивая глобальный характер своего вещания.
Своим успехом среди арабской (а позднее и мировой) аудитории "Аль-Джазира" во многом обязана мощному финансированию и современному напористому стилю вещания онлайн. Это разительно отличает ее от официальных арабских телеканалов. "Аль-Джазира" располагает значительными ресурсами: в ее арабской и английской редакциях работают 2,5 тыс. сотрудников и журналистов из 40 стран мира. Кроме четырех штаб-квартир в Дохе, Куала-Лумпуре, Лондоне и Вашингтоне "Аль-Джазира" имеет свои бюро во многих странах.
Первоначально "Аль-Джазира" подвергалась критике на Западе как "рупор исламистов", но в условиях "арабской весны", которую "Аль-Джазира" активно поддержала, к ней стали относиться благосклонно и даже позволили открыть в 2013 году вещание на США. И наоборот, отношение к "Аль-Джазире" в арабских странах резко ухудшилось ввиду поддержки протестных движений в Тунисе и Египте, а также сирийской оппозиции и исламских экстремистов. В частности, в Египте "Аль-Джазира" открыто поддержала "Братьев-мусульман" и правительство Мурси. Похоже, именно в этот период Катар перешагнул некую красную линию, вступив в конфронтацию сразу со всеми ближневосточными режимами, в том числе с Египтом и Саудовской Аравией.
С этого времени началось ослабление позиций канала в арабском мире. "Аль-Джазиру" в знак протеста покинуло значительное количество арабских журналистов, представительства телеканала закрыты в Египте, Бахрейне и других странах. Нынешний приговор журналистам "Аль-Джазиры" - серьезный удар по медийным позициям Катара на Ближнем Востоке. Растущая политическая изоляция Катара, его усложнившееся финансовое положение и более активное идеологическое противодействие других арабских стран будут иметь негативные последствия и для "Аль-Джазиры".