Об эффективности денежных инъекций
Пока экономисты спорят о действенности денежных инъекций, печатный станок во многих странах продолжает работать
Заседание Комитета по открытым рынка Федеральной резервной системы США, состоявшееся на прошлой неделе, можно назвать историческим.
Ведь в соответствии с решением Комитета была завершена программа "количественного смягчения" QE-3.
Первая "программа помощи" американской экономике и финансовой системе получила старт еще в 2008 году - чтобы предотвратить маржин-коллы (требование внесения дополнительного обеспечения клиентом) у участников финансовых рынков.
У шедших друг за другом программ "количественного смягчения" менялись декларативные цели, но не менялась суть - накачка финансовых рынков денежными средствами. Например, в соответствии с третьей, последней, программой ФРС покупала облигации с поздним сроком погашения - 10 и более лет.
Максимальная скорость покупки составляла $85 млрд в месяц. А за время действия всех трех программ баланс ФРС "распух" на $4,3 трлн - это четверть годового ВВП США.
"Накачка" финансовой системы деньгами - пожалуй, единственное официально признанное мировыми монетарными властями средство борьбы с кризисом
"Накачка" финансовой системы деньгами - пожалуй, единственное официально признанное мировыми монетарными властями средство борьбы с кризисом.
Хотя до сих пор так и не выяснилось, насколько действенным является это средство. Да и вообще, средство ли это. Например, Банк Англии тоже поначалу применял свою программу "количественного смягчения", за период с 2009 по 2012 год выкупив облигации на сумму £375 млрд.
Однако специалисты регулятора выяснили, что данная программа позволила увеличить британский ВВП всего лишь на 0,18% , и программа выкупа была остановлена. Примечательно, что и английская, и американская экономики выходят из кризиса почти одновременно.
Английская даже опережает американскую и по темпам роста ВВП, и по темпам инфляции. Вероятнее всего, именно Банк Англии первым в следующем году начнет цикл повышения ставок, что считается современными экономистами полным и окончательным сигналом послекризисного выздоровления экономики.
Кстати, инфляция - еще одна неразрешимая загадка "количественного смягчения". Когда программа только вводилась, многие экономисты предупреждали, что насыщение экономики избыточными деньгами может привести к скачку инфляции. Всерьез обсуждался вопрос, что страшнее - экономический кризис или гиперинфляция, вызванная борьбой с кризисом.
Однако никакой гиперинфляции не случилось - наоборот, за кризисные годы рост потребительских цен заметно замедлился. Специалисты сегодня объясняют это страхом потребителей, которые под влиянием кризисных явлений предпочли увеличивать денежные накопления, отказавшись от ненужных и дорогостоящих покупок.
Единственная отрасль экономики, в которой сильно проявились инфляционные настроения, - товарные рынки. За период кризиса цены на нефть, металлы, зерновые выросли в разы. Но это можно объяснить тем, что наличие "дешевых" и общедоступных денег привело к тому, что финансовые трейдеры стали вкладывать избыточные деньги и в товарные рынки, превратив их в спекулятивные. Это - вред для мировой экономики, ведь экономика напрямую зависит от товарных рынков. И сегодня ценообразование на товарных рынках определяется не только балансом спроса и потребления между производителями и покупателями товара, но и действиями финансовых спекулянтов.
Влияние спекулятивной составляющей на экономику еще до конца не изучено, но вряд ли оно будет позитивным, ведь у спекулянтов - свой интерес, который лежит вдалеке от выздоровления экономики.
Неясным остается и вопрос, что же делать с распухшим балансом ФРС. Казалось бы, есть простое решение - по мере наступления срока экспирации потихоньку гасить облигации, выводя "лишние" деньги из оборота.
Пока экономисты спорят о действенности денежных инъекций, печатный станок во многих странах продолжает работать
Однако глава ФРС Джанет Йеллен недвусмысленно дала понять, что в ближайшем будущем ФРС вместо погашенных облигаций будет покупать новые. А это означает - "избыточные" деньги пока что останутся на финансовых рынках. Что это? Реверанс в сторону фондовых рынков, которые могут обвалиться при выводе денег? Или тревога о реальной экономике, которая еще слишком слаба, чтобы остаться без денежной подпитки? Вторая версия пока кажется более реальной.
Осторожная миссис Йеллен предпочитает лишний раз перестраховаться, но не наломать дров. Ведь недаром многие участники рынка считают, что сегодняшний кризис был спровоцирован около 15 лет назад действиями тогдашнего главы ФРС Алана Гринспена. Похоже, Джанет Йеллен предпочитает выжидать, прежде чем совершать серьезные шаги.
Пока же, несмотря на всю неоднозначность политики "количественного смягчения", другие центробанки продолжают денежную накачку своих финансовых систем. Только на прошлой неделе ЦБ Японии объявил о расширении выкупа облигаций до 80 трлн иен вместо планируемых ранее 60-70 трлн - "до тех пор, пока не будет достигнут стабильный уровень инфляции в 2%".
Глава Евробанка Марио Драги также заявил о расширении подобных программ. Так что, пока экономисты спорят о действенности денежных инъекций, печатный станок во многих странах продолжает работать.
Но все равно эпоха "дешевых" денег близится к концу, по крайней мере в долларовой зоне. И отказ ФРС США от нулевых процентных ставок - дело скорого будущего. Для российской экономики это означает, что наши предприятия и банки уже не увидят дешевых долларовых кредитов, даже если США завтра отменят финансовые санкции.
ФРС перестала печатать деньги, и к новым финансовым реалиям придется приспособиться всей мировой экономике.