25 ОКТ, 14:15

Грязь и ненависть в Бразилии в преддверии второго тура всеобщих выборов

УЛИНКИН Андрей
Старший корреспондент представительства ТАСС в Федеративной Республике Бразилия

Андрей Улинкин — о том, как соревнуются действующий глава государства Болсонару и экс-президент страны Лула да Силва и при чем здесь футбол

Текущая предвыборная кампании в Бразилии является, по мнению многих местных политических обозревателей, одной из самых грязных за всю историю демократии в стране. Напомню, в воскресенье, 30 октября, пройдет второй тур всеобщих выборов, в ходе которого определится будущий глава государства и ряд губернаторов штатов.

Обмен "любезностями"

Сразу после первого тура, который состоялся 2 октября, кандидаты обменялись взаимными выпадами, призванными подорвать авторитет друг друга среди избирателей-христиан. Действующему бразильскому лидеру консерватору Жаиру Болсонару, занявшему в первом туре второе место, припомнили посещение масонской ложи в 2017 году. В свою очередь в соцсетях появилось (по предположению многих, благодаря штабу Болсонару) вирусное видео, в котором сатанисты признаются, что совершали магический ритуал, взывая к Темному князю о победе соперника Болсонару, экс-президента страны социалиста Луиса Инасиу Лулы да Силвы, который опередил своего конкурента в первом туре на 6 млн голосов. Глава государства в ходе предвыборного чеса по мегаполисам и более мелким городам многократно заявлял о связях Лулы да Силвы с оргпреступностью и наркомафиями после того, как тот посетил крупную фавелу в Рио-де-Жанейро. Болсонару также снова реанимировал свои утверждения четырехлетней давности о распространении социалистами в школах учебных материалов, пропагандирующих нетрадиционные половые связи. Социалист ответил тем, что воспользовался неудачным речевым оборотом Жаира Болсонару, часто использующего в своей речи простонародные выражения и не гнушающегося крепким словом, обвинив того в педофилии и неуважении к венесуэльским мигрантам.

Такой обмен "любезностями" и фейками с разной степенью интенсивности продолжается уже три недели, и, как полагает политический обозреватель журнала Veja Робсон Бонин, дно этой кампании еще не достигнуто. "Грязь еще даже не началась", — заявил ему источник в одном из предвыборных штабов.

На этом фоне Высший избирательный суд страны (TSE, выполняет функции ЦИК) расширил собственные полномочия в части противодействия распространению дезинформации и лживых новостей в социальных сетях. В частности, TSE наделил себя правом самостоятельно в инициативном порядке определять, какие материалы могут быть отнесены к лживым новостям и дезинформации, после чего информационным ресурсам и соцсетям, где они будут размещены, придется удалить эти публикации в течение двух часов под угрозой штрафа в размере около $20 тыс. за каждый час просрочки.

Без шансов на диалог

На этом фоне совсем неудивительным кажется отсутствие в очных дебатах кандидатов и в публичном поле в целом попыток конструктивного обсуждения экономических программ и политических стратегий претендентов в случае их победы во втором туре. Агитационные ролики, которые по нескольку раз в день крутят по радио и телевидению, не столько превозносят достоинства кандидатов, сколько очерняют их соперников, призывая голосовать не "за", а "вопреки". "До 30-го числа для чего бы то ни было цивилизованного места попросту нет", — считает Бонин.

Как указывают социологические исследования, в бразильском обществе наметился глубокий политический раскол, разделивший его практически напополам. Это видно не только из опросов о том, за кого граждане намерены голосовать во втором туре (согласно одному из них, кандидаты находятся на грани "технической ничьей", что происходит впервые за всю предвыборную кампанию), но и в быту. Мне самому неоднократно приходилось быть свидетелем жарких политических споров между встретившимися на прогулке собаководами, собравшимися в кафе друзьями, участвующими в совместных посиделках "отцами и детьми" и даже мужьями и женами. Благо во всех увиденных мною случаях дело завершалось полюбовно.

При этом более трети электората как Лулы да Силвы, так и Болсонару считают голосование за оппонента неприемлемым в принципе, и менее 2/3 признают соответствующее право за своими оппонентами. То, что раньше становилось поводом для разногласий, сегодня порой приводит к разрыву отношений (а порой и к убийствам). Казалось бы, милые бранятся — только тешатся, однако, согласно опросам, 38% электората Лулы да Силвы и 32% болсонаристов считают, что разорванные на политической почве дружеские и романтические отношения восстановлению не подлежат.

Сразу несколько опросов, проведенных накануне первого тура выборов, показывали, что семь из десяти бразильцев опасаются стать жертвой агрессии из-за своих политических взглядов. 9% участников исследований несмотря на то, что голосование в стране является обязательным, и вовсе намерены были отказаться от посещения избирательных участков, опасаясь провокаций и насилия. Соответствующие опасения разделяют и представители TSE — в конце августа ведомство запретило ношение оружия в радиусе ста метров от избирательных участков в день выборов, чтобы "защитить осуществление избирательного права от любой конкретной или потенциальной угрозы независимо от ее происхождения".

Из двух зол

Еще до первого тура местные эксперты признавали провал попыток умеренных партий объединиться вокруг единого кандидата, который мог бы составить успешную конкуренцию бывшему профсоюзному лидеру Луле да Силве и бывшему военному Жаиру Болсонару. Претенденты от так называемого "третьего пути", а также кандидаты-спойлеры по итогам голосования 2 октября в совокупности набрали около 10 млн голосов из более чем 156 млн зарегистрированных избирателей. Еще свыше 32,7 млн человек не пришли на избирательные участки.

Именно за этих неопределившихся и отказавшихся от голосования развернулась основная борьба перед вторым туром. И, согласно опросам, претендентам на высший государственный пост удалось мобилизовать часть этого пассивного электората — более 90% респондентов намереваются принять участие в голосовании во втором туре 30 октября, в то время как в первом явка оказалась ниже 80%.

По словам целого ряда моих собеседников из числа простых избирателей, многие из них пойдут голосовать в первую очередь из страха: одни — опасаясь перспективы дальнейшего пребывания у власти Болсонару, другие — страшась возвращения Лулы да Силвы.

Противники первого говорят, что им "никогда не было так стыдно за национального лидера", противники второго — ругают администрацию Партии трудящихся, которая находилась у власти в стране с 2003 по 2016 год, за "развал экономики и всеобщую коррупцию".

Как подмечают аналитики, независимо от того, кто победит, результат выборов этого года в любом случае будет беспрецедентным с исторической точки зрения. Болсонару в случае проигрыша станет первым действующим главой государства, которому не удалось переизбраться на второй срок, Лула же в случае фиаско окажется первым кандидатом, которому после победы в первом туре не удалось закрепить свой успех во втором.

Предвыборные опасения предновогодней тряски

Жаир Болсонару ранее неоднократно выражал недоверие к действующей в Бразилии системе голосования с использованием электронных урн. Несмотря на недавние заявления политика о том, что в случае проигрыша он не станет оспаривать результаты волеизъявления, многие политические обозреватели все еще не исключают возможности организации им попыток узурпации власти с опорой на военных и правых активистов из числа гражданского общества. Так, политолог экспертно-аналитического центра Фонд Жетулиу Варгаса (FGV) Сержиу Франса в личной беседе высказал предположение о том, что Болсонару, вероятнее всего, не признает своего поражения и попытается вывести на улицы сторонников. Вместе с тем он не берется предугадать, какой была бы в случае такого сценария реакция силовиков.

С ним не соглашается его коллега Леонардо Пас Невес. Как пояснил мне эксперт, в этом случае путчисты неминуемо столкнутся с сильным давлением как внутри страны, так и из-за рубежа. "Столкнувшись с международным давлением, Бразилия окажется в изоляции, значительная часть бразильского капитала не поддержит эту идею, ее не поддерживает и большая часть общества, и большинство СМИ, и даже церковь. Возможно, ее поддержит часть протестантских церквей, но католическая церковь — нет", — утверждает Невес. По его мнению, в таких условиях возможный путч обречен на провал и уже потому маловероятен. В любом случае, полагают аналитики, ситуация в Бразилии в последние месяцы 2022 года будет по меньшей мере напряженная.

Холодильник или телевизор

Согласно одному их августовских опросов, более половины бразильцев — 51% — не испытывают интереса к предстоящему в ноябре-декабре чемпионату мира по футболу в Катаре. Голосовать же, напомню, собираются прийти более 90% респондентов. Выходит, даже в тропической Бразилии, которая является одним из крупнейших в мире производителей продовольствия и пятикратным обладателем трофея мирового футбольного первенства, холодильник (читай: выборы) побеждает телевизор (читай: футбол). Подтверждением тому стал недавний случай в административном центре штата Минас-Жерайс, городе Белу-Оризонти.

26-летний инженер Жулиу Сезар Силва Фрейтас по примеру отца к каждому чемпионату мира по футболу украшает свою улицу в знак поддержки национальной сборной. В ход идут флажки, шарики, гирлянды; бордюрный камень и фонарные столбы красят в желтый, зеленый и синий цвета; на асфальт наносят изображение символики Бразильской конфедерации футбола.

Столкнувшись с упреками соседей в том, что он таким образом агитирует за Болсонару (в своей предвыборной кампании действующий президент использует цвета национального флага, а ношение футболки сборной стало негласным свидетельством симпатий к политику-консерватору), инженер был вынужден вывесить на улице баннер с надписью: "Это не политика, это чемпионат мира". "Турнир всегда проходил до выборов. В этом году с учетом того, насколько общество расколото, я решил вывесить это предостережение, чтобы не путали одно с другим", — поясняет Сезар Силва Фрейтас.

Футбольный прогноз

В минувшую среду состоялась финальная игра за Кубок Бразилии по футболу между "Фламенго" из Рио-де-Жанейро и сан-паульским "Коринтиансом". Лула да Силва, как известно, преданный болельщик клуба из Сан-Паулу, Болсонару же симпатизирует команде из Рио-де-Жанейро. Хотя бы поэтому матч не мог не иметь политической подоплеки, его ход и результаты уже были однозначно истолкованы болсонаристами как прогноз второго тура.

Подобно тому, как Болсонару изначально лидировал в ходе подсчета голосов в первом туре 2 октября, "Фламенго" вел в счете на протяжении почти всего матча, но в итоге "Коринтиансу" удалось забить ответный гол. Так Лула догнал Болсонару к моменту обработки 66% бюллетеней. В решающей стадии пенальти сан-паульский клуб, так же как его именитый болельщик, вырвался вперед, но впоследствии уже "Фламенго" выровнял свое положение. Так же постепенно растет рейтинг действующего главы государства в преддверии второго тура.

При этом победный гол забил футболист из Рио-де-Жанейро, играющий под номером 22. Именно этот номер предстоит набрать на электронной урне тем, кто захочет отдать свой голос за Болсонару. О том, принесет ли Луле да Силве удачу его номер 13, под которым он уже дважды избирался президентом, мы узнаем чуть меньше чем через неделю. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги