Huawei vs USA: битва китайской компании с экономикой номер один в мире
Андрей Попов — о попытках Штатов сдержать развитие Китая
Сегодня всемирно известный телекоммуникационный гигант Huawei поставлен КНР в авангарде продвижения товаров с надписью Made in China, который прежде мы скорее связывали с нехитрыми электротехническими изделиями и забавными говорящими игрушками, увы, нередко быстро выходящими из строя. Теперь же миллионы людей во всем мире пользуются мобильниками Huawei.
Кто-то может сказать: мобильник — железо. А вот софт!.. Как сообщила на днях сама компания, уже 132 млн мобильных устройств оснащены операционной системой Harmony OS собственной разработки Huawei. И хотя недоброжелатели утверждают, что это, мол, все равно переделанный Android, специалисты признают: китайская операционка более функциональна и обладает большими резервами. А системы мобильной связи пятого поколения, которыми Huawei готова покрыть целые страны? Не в этом ли кроется причина столь упорных усилий, которые прилагают США, чтобы буквально сжить со свету опасного конкурента?
Удар по полупроводникам
В начале октября американские власти нанесли удар по полупроводниковой промышленности Китая. Полупроводники — материалы, которые по способности проводить ток занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. С их помощью изготавливают микросхемы для всей современной техники.
Так, Министерство торговли США 7 октября ввело ограничения на экспорт в Китай передовых полупроводников и оборудования для их изготовления. Рестрикции затронули 28 технологических компаний из КНР. Теперь для экспорта в Китай необходимо получить специальную лицензию Минторга США, иными словами, ведомство по своему усмотрению решает, какие компании могут получить доступ к новейшим технологиям, а какие нет. Ограничения распространяются не только на поставки американских предприятий, но и на любую компанию в мире, использующую американские полупроводниковые технологии, то есть на всех ведущих мировых производителей микросхем. Новые правила также запрещают гражданам и резидентам США работать в китайских компаниях по производству чипов.
Китай сам по себе является достаточно важным игроком на рынке полупроводников, но масштаб его промышленности пока не может сравниться с мировыми лидерами. По данным Ассоциации полупроводниковой промышленности США, в 2021 году на долю компаний в материковом Китае приходилось 7% мирового рынка полупроводников, на остров Тайвань — еще 8%. Для сравнения, США занимали долю в 46%, Южная Корея — 21%, Япония и ЕС — по 9%. Примечательно, что Евросоюз, Республика Корея и Япония — близкие союзники США, кроме того, Вашингтон поддерживает тесные отношения с тайваньской администрацией. При желании, как считается экспертами, Вашингтон может попросить их ограничить поставки в Китай. При всех своих достижениях Китай пока не самодостаточен в разработке наиболее передовых полупроводниковых технологий и зависит от поставок других крупных игроков рынка.
Нынешняя администрация США хочет помешать Китаю покупать лучшие в мире чипы и машины для их производства, чтобы сдержать развитие КНР, в частности в сфере искусственного интеллекта и в производстве новейших вооружений.
Все эти ограничения хотя и имеют беспрецедентный по своей сути характер, но не вызывают сильного удивления у тех, кто знаком с ситуацией, учитывая прошлые запретительные меры США в отношении китайских компаний и общую позицию Белого дома по КНР.
На острие удара — Huawei
По данным германской маркетинговой компании Statista, в третьем квартале 2022 года южнокорейская компания Samsung заняла 21,2% от объема поставок новых смартфонов в мире, Apple — 17,2%, а вслед за ними расположились китайские производители — Xiaomi, OPPO и Vivo, — которые отхватили 13,4, 8,6 и 8,4% соответственно. До недавнего времени в тройке лидеров располагался и технологический гигант Huawei, но к концу 2020 года он ее покинул. Точнее, ему "помогли" ее покинуть.
Белый дом под предлогом защиты национальной безопасности c 2018 года усилил давление на активно развивающихся китайских производителей телекоммуникационного оборудования Huawei и ZTE, которым, впрочем, Вашингтон предъявлял претензии по разным поводам и ранее. В феврале 2018 года директор ФБР Крис Рэй, выступая перед комитетом Сената США по разведке, заявил, что телефоны Huawei и ZTE "небезопасны". В августе тогдашний президент США Дональд Трамп подписал указ, который запретил правительственным ведомствам США использовать оборудование, произведенное Huawei и ZTE. В декабре того же года финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу была задержана в Канаде по запросу США в связи с обвинением в нарушении американских торговых санкций против Ирана. Хотя большую часть времени она провела под домашним арестом на собственной вилле, вернуться в КНР ей удалось лишь в 2021 году.
Госсекретарь США Майкл Помпео в начале 2019 года активно убеждал американских союзников не использовать технологии Huawei для развертывания сетей 5G и заявлял, что продукция Huawei является своего рода "троянским конем", с помощью которого китайские власти осуществляют шпионаж. В итоге Вашингтон решил разорвать отношения с растущим китайским технологическим гигантом, ограничив использование продукции Huawei в США и продажу этой компании американских технологий.
15 мая 2019 года президент США подписал исполнительный указ о защите информационно-коммуникационной инфраструктуры Соединенных Штатов от иностранных угроз. Тем самым глава Белого дома запретил американским компаниям использовать технологии, созданные или контролируемые иностранными предприятиями, которые "представляют угрозу" национальной безопасности Штатов. Вслед за этим 17 мая Министерство торговли США внесло Huawei и десятки связанных с ней юридических лиц в свой черный список (Entity list), запрещающий им приобретать технологии у американских компаний без одобрения правительства. По словам министра торговли США Уилбура Росса, эти меры были направлены на ограничение использования американских технологий иностранными компаниями в целях, которые могут потенциально подорвать национальную безопасность или внешнеполитические интересы США. Так многие организации США начали отказываться от сотрудничества с Huawei.
Например, корпорация Google приостановила бизнес-контакты с Huawei, в результате чего китайская компания утратила доступ к обновлениям мобильной операционной системы Android, которой были оснащены ее смартфоны, и к магазину приложений Google Play. Кроме того, бизнес с Huawei перестали вести такие американские высокотехнологичные компании, как Qualcomm, Intel и ARM.
В мае 2020 года Трамп продлил действие своего указа еще на год; в августе власти США ввели дополнительные экспортные ограничения в отношении Huawei. В частности, Минторг запретил уже иностранным производителям полупроводников продавать разработанные с использованием американских технологий чипы компании Huawei без получения соответствующей лицензии властей США.
Экспортные ограничения на продажу американских технологий и компонентов значительно повлияли на сегмент бизнеса Huawei по продажам смартфонов. В условиях ограничений американских властей китайская компания объявила в ноябре 2020 года о продаже части своего бизнеса по производству смартфонов под брендом Honor. В 2020 году доля Huawei на мировом рынке смартфонов составляла около 15%, но на фоне американских ограничений упала уже в 2021 году до 3%. При этом в 2021 году выручка Huawei составила 636,8 млрд юаней ($99,9 млрд), что на 28,5% меньше, чем в 2020 году. Ряд стран по совету Белого дома отказался от развертывания 5G-инфраструктуры на основе технологий китайской компании — в частности, Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Швеция и Япония.
Huawei же успешно продолжила развиваться, но в областях, менее зависящих от поставок американских чипов. Компания разработала собственную операционную систему Harmony и свой магазин приложений AppGallery.
Реакция Китая
Американские власти сегодня открыто называют КНР соперником. "Мы соревнуемся с Китаем и другими странами за победу в ХXI веке", — отметил Джо Байден в своей президентской речи перед Конгрессом в апреле 2021 года. Пекин в ходе "войны" Белого дома с Huawei неоднократно выражал решительный протест из-за ограничений Вашингтона, но не стал включать зеркальные меры.
После введения мер экспортного контроля на полупроводники реакция Пекина также была относительно сдержанной. МИД КНР посетовал, что США своими действиями безосновательно блокируют и тормозят развитие китайских предприятий в стремлении сохранить свою технологическую гегемонию в мире. В конце октября 2022 года министр иностранных дел КНР Ван И в ходе встречи с американским послом в Пекине Николасом Бернсом заявил, что США должны прекратить попытки вести дела с Китаем с позиции силы и перестать постоянно думать о подавлении и сдерживании развития КНР. Незамедлительных ответных мер Пекина вновь не последовало.
Видимо, китайское руководство осторожничает, взвешивая последствия этих ограничений. Но сможет ли Вашингтон сдержать технологический рост Китая в ближайшие годы? При этом хватит ли и у Китая ресурсов, чтобы перестроиться и стать самодостаточным в сфере передовых полупроводниковых технологий?
На открытии ХХ съезда Компартии Китая, спустя неделю после американских ограничений, председатель КНР и генеральный секретарь правящей КПК Си Цзиньпин заявил, что одним из приоритетов властей страны является превращение Китая в мощную технологическую и индустриальную державу. "Мы сосредоточимся на национальных стратегических потребностях, соберем силы для проведения собственных передовых научно-технологических исследований и решительно выиграем битву за ключевые технологии", — заявил глава китайского государства. Несмотря на открытый вопрос о влиянии удара по полупроводниковым компаниям Китая, не подлежит сомнению: КНР не намерена уходить с мирового технологического рынка.