Есть ли в России дефицит в подготовке инженеров?
Развитие экономики требует подготовки в массовом порядке инженерных кадров. Для этого надо создать те 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых идет речь в последние годы
В последние годы все более настойчиво звучит мнение, что в России готовится недостаточно инженеров, а те, кто все же оканчивает технические вузы, либо не работают по специальности, либо их знания столь скудны, что им нельзя доверить работу инженера.
Между тем развитие экономики требует подготовки в массовом порядке инженерных кадров. Сейчас, когда все настойчивее звучат призывы к импортозамещению, потребность в современных инженерах на российских предприятиях должна, видимо, резко вырасти.
НИУ ВШЭ и Минобрнауки России совместно с "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня" и Общественной палатой Российской Федерации уже несколько лет проводят мониторинг приема абитуриентов в российские вузы по баллам ЕГЭ. Вывод последнего мониторинга (2014 год) относительно поступающих в технические вузы был неутешительным: в технические вузы поступают наименее способные выпускники школ, судя по полученным ими баллам ЕГЭ.
В технические вузы поступают наименее способные выпускники школ, судя по полученным ими баллам ЕГЭ
Как и в предыдущие годы, проведенный мониторинг, по утверждению его авторов, показал, что наиболее сильные студенты идут в медицинские, экономические и гуманитарные вузы, а вот троечники - в сельскохозяйственные, технические, транспортные.
В связи с этим авторы мониторинга делают вывод о том, что существующий перекос в предпочтениях абитуриентов угрожает национальной безопасности России.
Между тем государство уже довольно давно выделило приоритетные направления подготовки, в которые, прежде всего, входят инженерно-технические специальности (нанотехнологии, энергетика, транспортные и космические системы, ИКТ, информационная безопасность, системы вооружений и другие).
По этим направлениям подготовки и специальностям установлены повышенные нормативы бюджетного финансирования (например, норматив подушевого финансирования подготовки математика равняется 63,37 тыс. руб., а инженера по информационной безопасности или атомной энергетике - 112 тыс. руб.), с тем чтобы стимулировать вузы принимать больше студентов, которые будут работать в приоритетных для страны областях.
Таким образом, только по указанным приоритетным направлениям подготовки в вузы было принято почти 200 тыс. студентов, при этом 60% из них были приняты на бюджетные места.
Теперь посмотрим, а сколько выпускников вузов по этим направлениям подготовки работают по полученной специальности.
Итак, в 2010-2012 годах по рассматриваемым инженерным направлениям подготовки было выпущено из вузов 511 тыс. человек, и из них, по данным Росстата, практически 3/4 в 2013 году работали по полученной или близкой к ней специальности.
Основные причины, по которым молодые инженеры не работают по полученной специальности, - низкая заработная плата и плохие условия труда
Основные причины, по которым молодые инженеры не работают по полученной специальности, - низкая заработная плата и плохие условия труда.
Два последних года РАНХиГС ведет мониторинг потребности в повышении квалификации работников, занятых в приоритетных отраслях экономики России (нанотехнологии, ИКТ и информационная безопасность, энергетика, транспортные системы). В его рамках были опрошены руководители кадровых служб крупных, средних и малых предприятий. Большинство из них (более 50%) отметили нехватку технических компетенций у своих работников.
Но примечательно то, что на успешных предприятиях HR достаточно высоко оценили базовую подготовку молодых специалистов: 84% положительно отозвались о пришедших к ним выпускниках технических вузов. А вот на предприятиях, чье положение проблемно, этот процент был значительно ниже - 51%.
Это означает, что современные предприятия, которые платят своим работникам достойную заработную плату, находят на рынке труда нужных им молодых инженеров, а вот предприятия, которые испытывают экономические трудности и дефицит хороших технических специалистов - к ним либо не идут работать те, кто имеет хорошее инженерно-техническое образование, либо надолго у них не задерживаются.
Вместе с тем современные предприятия, даже несмотря на хорошую базовую подготовку молодых специалистов, считают необходимым повышать их квалификацию, поскольку именно это позволяет им сохранять ведущие позиции в отраслях, где они функционируют.
Опрос старшеклассников, студентов и выпускников технических вузов, также проведенный РАНХиГС в 2014 году, показал, что в ведущие технические вузы идут преимущественно сильные выпускники школ, поскольку они хорошо понимают, что учиться в этих учебных заведениях будет трудно. Вместе с тем далеко не все из них уверены, что, окончив обучение, они обязательно будут работать по специальности: их установка с самого начала на престижные рабочие места с хорошей заработной платой. Но опыт выпускников этих вузов показывает, что, как правило, они остаются в профессии.
А вот слабые выпускники школ идут в слабые технические вузы, где спрос с них невелик, учиться в принципе легко. Однако устроиться на хорошую работу - трудно. Они, как правило, и работают не по специальности и часто там, где в принципе и не требуется высшее, тем более техническое образование.
Из всего сказанного можно сделать простой вывод: для того чтобы не было кажущегося дефицита инженеров, надо создать те 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых идет речь в последние годы. И тогда спрос породит достойное предложение. А устаревшие предприятия хороших инженеров не получат. Что же касается технических вузов, которые активно берут слабых абитуриентов, то их, видимо, надо закрывать, чтобы инженер, как это было в российской истории, ценился высоко.