Зерновая сделка и "мир больше пяти": зачем Эрдоган примеряет роль дипломата-миротворца
Андрей Палария — о том, чем вызвана внешнеполитическая активность турецкого лидера
Турция в уходящем году, вне сомнения, была одним из ведущих мировых ньюсмейкеров, в том числе благодаря миротворческим инициативам по Украине, реализации и продлению зерновой сделки. Решающую роль в этом сыграла внешнеполитическая активность турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которую сам он называет "дипломатией лидеров".
Дипломатическая напористость главы государства ощущалась практически на всех направлениях глобальной политики, выделялся Эрдоган и в соцсетях. Согласно рейтингу Twiplomacy ("Твипломаси"), турецкий лидер по итогам 2022 года занял третье место среди 50 самых влиятельных лидеров мира в Twitter. Он следует за президентом США Джо Байденом и премьер-министром Индии Нарендрой Моди.
"Многолетний политический опыт позволял ему действовать сразу на нескольких направлениях — от Азербайджана до Ближнего Востока, от конфликта на Украине до членства Швеции и Финляндии в НАТО, и он был успешнее многих европейских государственных деятелей. Да, это был год Эрдогана, его дипломатии, и это надо признать", — отметил в беседе со мной директор Института внешней политики Турции Хюсейн Багджи.
"Дипломатия лидеров"
Одним из ярких примеров дипломатии Эрдогана турецкие эксперты называют роль, которую он сыграл в реанимации зерновой сделки в связи с выходом из нее России. Президент Турции тогда проводил особенно интенсивные телефонные переговоры с лидерами РФ, Украины, ООН и Запада. Примечателен и тот факт, что Реджеп Тайип Эрдоган использовал ситуацию для снятия напряженности в отношениях России и ФРГ.
"Дипломатия лидеров" имеет решающее значение для урегулирования проблем. Даже канцлер Германии [Олаф] Шольц месяц назад имел совершенно иную позицию к [президенту РФ Владимиру] Путину и изменил ее в отношении России, подчеркнув, что важно найти общий язык", — сказал Эрдоган 2 ноября в интервью телеканалу "А хабер". За день до этого турецкий лидер провел телефонные переговоры c Путиным и Шольцем, в ходе которых обсуждались ситуация на Украине и продление стамбульских договоренностей по экспорту сельхозпродукции из украинских портов.
Внешнеполитическую активность турецкого президента можно отчасти объяснить внутриполитическими аспектами. В июне 2023 года в Турции запланированы всеобщие (президентские и парламентские) выборы. Эрдоган не скрывает желания победить на них. Тем более что это станет победой в год, когда будет отмечаться 100-летие провозглашения республики. Частично это действительно так, но линия, занятая в дипломатии нынешним президентом Турции, во многом отражает изменившуюся международную конъюнктуру и крах старого мирового порядка. Очевидно, что архитектура международной безопасности, созданная более полувека назад, рушится на глазах. Эрдоган, понимая это, стремится не упустить момент, чтобы в формирующемся новом мире Турция заняла достойное место, исходя из ее географической, геополитической значимости, национальных идей, невзирая на традиционные узы евроатлантизма, которым она следовала со времени вступления в НАТО.
Именно поэтому турецкий лидер все чаще говорит о том, что "мир больше пяти", имея в виду неспособность ООН урегулировать возникающие в мире кризисы и необходимость реформирования Совета Безопасности, пять постоянных членов которого (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция) обладают правом вето и при желании могут заблокировать любое решение.
К более справедливому миру
Основополагающие тезисы президента Турции о необходимости реформирования ООН изложены в изданной в сентябре 2021 года и презентованной на полях Генассамблеи ООН книге "Более справедливый мир возможен". В ней Эрдоган обратил внимание на проблемы глобальной политики: миграционный кризис, международный терроризм, исламофобию, дискриминацию, двойные стандарты. По его заверению, Турция продолжит усилия по реформе ООН "до установления системы, в которой сила за тем, кто прав, а не наоборот — прав тот, кто силен".
Глава управления по коммуникациям администрации президента Турции Фахреттин Алтун, комментируя инициативу Эрдогана, отметил, что Турция открыта для обсуждения своих предложений по реформированию ООН. "Наши предложения по решению проблемы состоят в том, чтобы принять точку зрения, которая содержится во фразе "мир больше, чем пять стран". Эти предложения, в частности, касаются изменения структуры СБ ООН. Для обеспечения мира и стабильности необходима справедливая и более устойчивая глобальная система ООН, отражающая мультикультурализм и взаимное уважение", — отметил Алтун. Глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу в этой связи подчеркнул, что в Анкаре считают необходимым отменить действующую в СБ ООН систему права вето, что позволит обеспечить максимальный охват стран, представленных в организации.
Соблюдение экономических интересов
Местные эксперты сходятся во мнении, что в 2023 году Турция продолжит активную дипломатию, которая в основном будет направлена на урегулирование украинского кризиса. В Анкаре неоднократно давали понять, что рассчитывают на позитивные подвижки в этом вопросе к весне, не исключая встречи при посредничестве Турции представителей РФ и Украины на высоком уровне. "Хорошие личные отношения Эрдогана с Путиным и Зеленским ранее позволяли находить выход из, казалось бы, тупика в зерновой сделке. Турецкий президент в наступающем году, вне сомнения, продолжит активность на украинском направлении, принимая во внимание его слова о том, что "у войны нет победителей, а у мира — проигравших", сказал мне дипломатический источник в Анкаре.
По его мнению, Турция с учетом накопленного опыта "дипломатии Эрдогана" на украинском направлении будет и дальше лавировать между непредсказуемой политикой Запада по Украине и соблюдением своих интересов применительно к России, главным образом экономических. "Очевидно, что развитие, несмотря на недовольство на Западе, получит инициатива создания на турецкой территории газового хаба, и Анкара будет прилагать усилия по привлечению в проект новых стран, чтобы он был экономически выгоден всем его участникам. Очевидно и то, что она не присоединится к санкциям в отношении РФ, несмотря на растущее давление со стороны США", — отметил он.