На кого антиофшорный закон не будет распространяться
Антиофшорный закон не будет распространяться на казахстанские, армянские, белорусские и киргизские компании, которыми владеют или которые контролируют резиденты РФ
После обещанной еще в 2005 году президентом деофшоризации российской экономики 18 ноября 2014 года Государственная дума приняла закон о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций, получивший в бизнес-кругах имя закона о деофшоризации или антиофшорного закона.
Целью данной законодательной инициативы была попытка ограничения оттока выведенных из страны капиталов за счет обеспечения невыгодности офшорных схем в качестве средства от уплаты российских налогов. Новый закон вступает в силу с 1 января наступающего года и вводит в российское законодательство понятия "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо". Исходя из текста нового закона, для признания организации контролируемой иностранной компанией (КИК) необходимо, чтобы она одновременно удовлетворяла следующим условиям:
- организация не должна являться налоговым резидентом Российской Федерации;
- контролирующими лицами организации должны являться организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Следует заметить, что, согласно закону, "контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемыми налоговыми резидентами РФ".
Контролирующим лицом организации является физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25%, а также физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50%. Важно заметить и тот факт, что в расчет доли участия физического лица входит и доля его супруга совместно с долями несовершеннолетних детей. Отметим, что на переходный период, предусмотренный законом, до 1 января 2016 года доля участия лица в организации для признания такого лица контролирующим будет составлять 50%.
Закон обяжет налогоплательщиков уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (в случае если доля такого участия превышает 10%), об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Также российские налоговые резиденты обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль КИК. Минимальный размер прибыли, подлежащий декларации, в 2015 году составит 50 млн руб., в 2016 году - 30 млн руб., а после 2017 года и вовсе 10 млн руб.
Несмотря на видимую жесткость и беспрецедентность принятого закона, п. 7 ст. 25.13 НК РФ теперь содержит основания, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения. Так, например, КИК освобождается от налогообложения, если она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами.
Также контролируемая иностранная компания может избежать необходимости уплаты налогов, если она образована в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза. Как известно, помимо России, к государствам ЕАЭС относятся Белоруссия, Казахстан и Армения (а с 2015 года также и Киргизия). Таким образом, антиофшорный закон не будет распространяться на казахстанские, армянские, белорусские и киргизские компании, которыми владеют или которые контролируют резиденты РФ. Однако следует заметить, что даже эта возможность не особенно обрадовала российское предпринимательское сообщество, сомневающееся в стабильности налогового режима и благоприятности бизнес-климата указанных государств.
Проект закона на всех стадиях законодательного процесса вызывал множество дискуссий и активное неприятие со стороны бизнес-сообщества, выступавшего против очередного ужесточения налогового законодательства. Это неудивительно - новые правила расширят возможности правоохранительных органов по давлению на российский бизнес, лишат его возможности выбора государств с более прозрачной судебной системой. Кроме того, по оценке многих экспертов, они скорее ударят именно по малому и среднему бизнесу, чем по крупным компаниям, давно использующим "легальные" способы избежания налогообложения.
Но и это не все. Следует заметить, что новый закон может послужить основанием для ужесточения и уголовного законодательства, ведь параллельно с принятием антиофшорного закона группа сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко подготовила ряд поправок в ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), вводящих в качестве квалифицирующего (отягчающего) обстоятельства "сокрытие или искажение информации в отношении контролируемых иностранных компаний и контролируемых сделок".
Подводя итог, хотелось бы сказать, что несмотря на несомненное наличие определенных негативных моментов в виде увеличения налоговой нагрузки на российский бизнес, полагаю, что закон поможет России не выпасть из общемировой тенденции по борьбе с оттоком капитала, соответствовать быстро меняющейся правовой действительности, и пополнит государственную казну.