Турецкие "игры престолов": почему в стране могут перенести президентские выборы
Андрей Палария — о возможностях и причинах изменения сроков всеобщих и парламентских выборов в Турции в 2023 году
Власти Турции, похоже, всерьез задумались о переносе на месяц (или даже два) раньше намеченного срока выборов президента и парламента. Пока они запланированы на 18 июня 2023 года, однако в политических кулуарах Анкары все чаще говорят о возможности их проведения в мае или апреле.
Причины и поводы
Возможный перенос выборов, как отмечают аналитики, мотивирован стремлением правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, не допустить дальнейшего снижения ее популярности среди электората на фоне ухудшения ситуации в экономике и роста рейтингов оппозиции.
О возможности переноса выборов в Турции с разной периодичностью говорят почти год. Считается, что эти обсуждения инициированы оппозицией, которая придерживается мнения, что Эрдоган, исходя из поправок, принятых в турецкую конституцию на референдуме в 2017 году, — предусматривают переход республики от парламентской к президентской форме правления — не может занимать пост главы государства более двух сроков. Он же уже дважды избирался — в 2014 и 2018 годах, поэтому, как заявляют в оппозиции, не правомочен баллотироваться на третий срок.
В партии Эрдогана ранее неоднократно отмечали, что для его выдвижения на новый президентский срок нет юридических преград — после принятия поправок в конституцию он баллотировался только единожды. В аналогичном духе высказывается и министр юстиции Бекир Боздаг, советуя оппозиционным партиям "не тратить напрасно силы". Однако оппозиция, судя по всему, настроена решительно.
Первый из конкурентов?
Очередным поводом для ее активности стал вынесенный 14 декабря судом первой инстанции приговор мэру Стамбула Экрему Имамоглу, который представляет Народно-республиканскую партию (НРП). За оскорбление после муниципальных выборов в 2019 году представителей Центризбиркома (назвал их дураками), когда он одержал победу на повторных выборах главы 16-миллионного мегаполиса, Имамоглу получил 2 года 7 месяцев и 15 дней лишения свободы. Но главное здесь то, что в случае утверждения вердикта апелляционной инстанцией ему будет запрещено заниматься политической деятельностью. А это, в свою очередь, может поставить крест на президентских амбициях политика. Стамбульского мэра в Турции многие рассматривают в качестве возможного соперника Эрдогана в гонке за пост главы государства, хотя сам он об этом еще не объявлял. Более того, в своих выступлениях Имамоглу соблюдает политкорректность, давая понять, что вопрос его выдвижения кандидатом в президенты входит в полномочия НРП и "альянса шести" (объединяет шесть оппозиционных партий).
В день вынесения приговора Экрему Имамоглу оппозиция провела в Стамбуле многотысячный митинг в его поддержку. Выступавшие на нем представители "альянса шести" обвинили действующие власти в игнорировании воли народа и обещали восстановить справедливость после победы на предстоящих выборах. Президент Турции, выдержав паузу, призвал оппозицию дождаться окончательного приговора, а до этого времени не заниматься "игрой престолов".
Споры, которые в последние дни разгорелись, не связаны с нами (властью — прим. авт.), со мной лично либо с нашей нацией. Они связаны с приговором в отношении конкретного человека, оскорбившего ЦИК, и он не является окончательным. Это внутриполитическая полемика, которую кое-кто пытается превратить в "игры престолов" в византийском стиле
Сколько по времени займет рассмотрение апелляции на приговор Имамоглу, сказать пока сложно. Как отмечают в этой связи эксперты, процесс может завершиться в течение года — полутора лет, возможно, и раньше. Главное, чтобы вердикт не был вынесен в процессе предвыборной кампании. В таком случае стамбульский мэр лишится шансов на участие в выборах как от своей партии, так и, возможно, в качестве независимого кандидата.
Параллельно с появившейся в медийном пространстве информацией об утверждении приговора Имамоглу до объявления даты выборов ЦИК (необходимо для начала предвыборной кампании) местные СМИ стали все чаще писать о якобы имеющихся у него разногласиях с лидером НРП Кемалем Кылычдароглу. Однако последний опроверг эти сведения и, пригласив в парламент на заседание партийной фракции Имамоглу, объявил о поддержке стамбульского мэра и отношении к нему как к сыну. "Имамоглу не только сын этой партии, но и мой сын, поэтому наш долг — поддержать его", — сказал лидер республиканцев, обвинив власти в стремлении вбить клин в отношения с Имамоглу.
Впрочем, Кылычдароглу не ограничился этим и на встрече с журналистами в Анкаре не исключил, что Эрдоган может вообще отказаться от участия в выборах, если увидит, что проиграет их. Эта полемика наверняка будет еще набирать обороты по мере приближения выборов.
Досрочные или ранние
В оппозиции ко всему прочему заявляют, что выборы, которые состоятся до апреля, они будут рассматривать в качестве досрочных и поддержат их. Голосование же после первой недели апреля в партии республиканцев будут рассматривать в качестве "плода политической инженерии" правящей партии, сообщил журналистам официальный представитель НРП Фаик Озтрак.
Решение о выборах, будь они досрочными или ранними, предстоит принимать парламенту либо президенту. Для его принятия в 600-местном парламенте должны проголосовать не менее 360 депутатов — правящая партия без поддержки оппозиции сделать это не сможет. Помочь ПСР может Эрдоган, подписав указ о выборах, однако сам он, как пишет местная пресса, еще не определился, поручив экспертам рассмотреть различные варианты.
Турецкие СМИ в качестве вероятной даты выборов все чаще называют 14 мая — чтобы они прошли в этот день, соответствующее решение парламента или президента должно быть опубликовано в правительственном вестнике не позднее чем за месяц до дня голосования. Времени осталось не так уж много. Оппозиция продолжает придерживаться своей тактики, заявляя, что объявит кандидата сразу после назначения Центризбиркомом даты голосования. Лидер республиканцев Кылычдароглу при этом считает необходимым идти на выборы с одним кандидатом, что, мол, должно обеспечить победу в первом туре. Местные аналитики сходятся во мнении, что соперник Эрдогана от "альянса шести" станет известен до конца января, в противном случае оппозиция не сможет развернуть сколько-нибудь успешную предвыборную кампанию против правящей партии.
Действующий президент Турции, согласно итогам последних соцопросов, на сегодняшний день значительно опережает возможных конкурентов. Как следует из исследования, проведенного компанией Optimar 5–14 декабря и опубликованного в газете Hurriyet, за Эрдогана при проведении президентских выборов летом 2023 года готовы проголосовать 43,7% избирателей. Результаты другого опроса, проведенного компанией Yoneylem, которые приводит газета Cumhuriyet, показывают, что действующего президента готовы поддержать 39,1% представителей электората.
Наиболее вероятными соперниками Эрдогана политологи называют лидера НРП Кылычдароглу, стамбульского мэра Имамоглу и мэра Анкары Мансура Яваша. Близкие к власти эксперты ставят им минимальные рейтинги: 12,4, 10,1 и 9% голосов соответственно. Компании, готовящие рейтинги для оппозиции, приводят диаметрально противоположные цифры: по итогам ноября 39,4% у лидера республиканцев, 42,9% — у мэра Стамбула и 46,4% — у мэра турецкой столицы. Яваша местные аналитики называют "темной лошадкой", не исключая, что именно он в итоге станет единым кандидатом от оппозиции. При этом они призывают скептически относиться к рейтингам, которые, как говорят эксперты, часто отражают желание партий, а не реальную ситуацию.
Эти и другие опросы объединяет одно — они свидетельствуют в пользу того, что выборы президента Турции, скорее всего, пройдут в два тура, и оппозиции при выдвижении своего кандидата следует исходить именно из такой оценки предвыборной ситуации.