Энергопередел, или Как мировая гибридная война разрушила глобализм
Денис Дубровин — об итогах 2022 года в энергетической сфере
Запад уже проиграл развязанную против России мировую гибридную войну за сохранение глобалистского миропорядка — таков один из главных итогов 2022 года. Как выглядит крах глобализма на практике, хорошо демонстрирует конкретный пример — передел мирового нефтяного рынка, который долгое время играл роль станового хребта глобальной экономики. Сейчас его фрагментация уже становится основой нового разделенного миропорядка.
Для того чтобы обеспечить собственное процветание и развитие, а также одну из лидирующих позиций в таком новом миропорядке, Москве необходима не только уверенная победа в противостоянии с англосаксонским миром на территории Украины, но и успешная реконфигурация собственной экономики. Это позволит не просто гарантировать нашей стране успешное развитие после выхода из зоны экономического и идеологического контроля глобалистских международных структур, но и стать примером для остальных государств мира, показывающим, что такие перемены необходимы для их собственного благосостояния.
Страна-бензоколонка
Суть глобалистской системы, просуществовавшей в своем нынешнем виде чуть более 30 лет (1991–2022 годы), заключалась в постколониальном перераспределении мировых ресурсов в пользу стран Запада. В ней каждая страна имела свою функцию и одновременно "предел возможностей", выше которого подняться было нельзя. Фраза сенатора Джона Маккейна (скончался в 2018 году) по поводу России как страны-бензоколонки — это не оскорбление, а точная формулировка предназначения, которое пытались навязать нашему государству.
Попытки России выстраивать внутри этой парадигмы более справедливые и равноправные отношения с Западом — от Мюнхенской речи Путина до переговоров о гарантиях безопасности РФ — оказались фактически обречены. Думаю, Запад просто не рассматривал для России такой роли.
Энергопотолок
План экономического блицкрига Запада в виде "адских санкций" заключался в максимально полном отсечении нашей страны от глобальных механизмов, вне которых, по мнению Вашингтона, экономическое существование страны невозможно. Эти санкции были практически одномоментно введены в марте 2022 года. Их задача — принудить руководство РФ сдаться перед лицом экономического коллапса, а еще лучше — вызвать этот самый коллапс и смену руководства на более лояльное Западу.
Стойкость российской экономики, явно заблаговременно подготовленной к этой мере, вызвала в Вашингтоне и Брюсселе настоящий шок. Этот факт сам по себе стал тяжелым ударом по глобализму. После этого для Запада победа над Россией обрела экзистенциальное значение, иначе сама суть его системы ставится под сомнение.
Далее был взят курс на постепенное удушение РФ, и одним из основных его направлений стали попытки ограничить российский энергетический экспорт. То есть нанести удар по базовой функции нашей страны в глобальном мире. Запрет на экспорт российской нефти в страны Запада был введен весной, но он также почти не дал эффекта.
Тогда был избран более тонкий механизм действий — введение так называемого потолка цен на нефть. Суть этого механизма в том, чтобы подключить к контролю российского экспорта как можно большее число мировых потребителей за пределами глобального Запада, чтобы наконец сделать эту меру эффективной против Москвы. Именно поэтому изначально потолок цен установлен на уровне $60 за баррель, то есть по цене, которая с учетом скидок очень близка к нынешней рыночной.
Задача — создать иллюзию для остальных потребителей нефти, что это чисто формальный механизм и подключение к нему мало что меняет. Думаю, если удастся добрать "критическую массу" потребителей нефти, поддержавших потолок цен, то этот потолок тут же начнет понижаться. Под демагогические заявления, что все это делается во имя снижения "несправедливых" мировых энергетических цен и роста благосостояния бедных государств.
Распад морской логистики
Какие механизмы принуждения к соблюдению потолка цен есть у стран Запада? Только один сколько-нибудь эффективный — логистика. Запретить мировым логистическим гигантам перевозить своими танкерами российскую нефть, поставляемую по ценам выше их потолка. А самое главное — запретить мировым финансовым структурам страхование таких перевозок, без чего они становятся практически невозможны.
Здесь прослеживается типичный геополитический подход морской англосаксонской цивилизации — отрезать Россию от моря. В данном случае от морских танкерных перевозок.
Ответный удар
Россия почти сразу после введения санкций весной 2022 года объявила о масштабных планах перенаправления потоков энергоресурсов с запада на восток. Вице-премьер РФ Александр Новак анонсировал ряд инфраструктурных проектов: расширение портовых мощностей, строительство новых трубопроводов и железных дорог. Он также объявил о смещении центров добычи нефти, газа и угля ближе к новым рынкам. Кроме того, он отмечал, что Россия постепенно переходит на взаиморасчеты за энергоресурсы в национальных валютах (на данный момент торговля уже по ряду контрактов идет в рублях, юанях, турецких лирах, индийских рупиях, дирхамах ОАЭ).
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов еще в сентябре в интервью ТАСС говорил, что российский ТЭК испытывает трудности с перенастройкой логистических схем и обслуживанием оборудования, но нефтегазовый комплекс адаптируется к давлению. Министр тогда также заметил, что российский ТЭК справится и с новыми вызовами, такими как эмбарго на поставку нефти и нефтепродуктов в ЕС.
Относительно попыток ограничений цен российской нефти, тут позиция России принципиальна. "Это неприемлемо в принципе с точки зрения заключения контрактов. Мы будем работать по рынку", — говорил Новак и подчеркивал, что РФ не будет поставлять нефть по условиям потолка цен, даже если это будет более выгодно, а переориентирует поставки на рыночно ориентированных партнеров — в основном в Азию, но также и в Африку, и Латинскую Америку.
"Да, мы адаптируемся и найдем решения и в декабре, и в феврале. Понятно, что мы испытываем проблемы, но мы их преодолеваем, разворачиваем транспортные потоки с запада на восток. Другая важная задача — обеспечить работу внутреннего рынка. Сейчас все стабильно, нет проблем с поставками, цены стоят на месте. Мы за этим следим", — указывал Шульгинов.
Китай уже сейчас становится крупнейшим потребителем российских энергоресурсов, объем двустороннего товарооборота в энергетической сфере с начала года увеличился на 10% в физическом выражении и на 64% — в денежном, заявлял Новак. РФ заняла второе место среди поставщиков нефти в Китай, увеличив экспорт за 10 месяцев на 9,5% — почти до 72 млн т, сообщал в свою очередь глава "Роснефти" Игорь Сечин.
Фрагментация энергорынка
То есть Россия вновь ответила асимметрично на попытки морской энергетической блокады, используя свое стратегическое центральное положение на континенте и наличие сухопутных транспортных путей к основным потребителям энергии.
Но это далеко не предел возможностей нашей страны. Имея развитую судостроительную базу, Россия вполне способна заняться созданием альтернативного танкерного флота. Не говоря уже об альтернативной системе страхования нефтеперевозок.
Если к этим усилиям подключить таких потребителей нефти, как Китай, Индия, а также поставщиков нефти, включая Иран и Венесуэлу, то РФ создаст принципиально новый контур нефтеперевозок. А также новую отрасль собственной экономики, которая сможет крайне успешно конкурировать с западными логистическими и финансовыми структурами, ранее получавшими сверхприбыли от нефтяной логистики и финансовых услуг.
Фактически речь идет о глобальном сегментировании нефтяного рынка. Страны Запада создают свой контур энергопоставок и высоких цен, включающий страны Европы и западно ориентированные государства Азии. Россия и ее партнеры создают собственный контур, который можно назвать контуром развития, где за счет более доступных цен на энергоресурсы достигаются значительно более высокие темпы развития наших экономик.
Вторичные последствия распада глобального рынка нефти — российский контур энергопоставок отходит от использования для расчетов доллара США, прибегая к рублю, юаню, а в идеале — к системе паритетов национальных валют участников. Таким образом США лишаются нефтяной долларовой ренты с половины мировой экономики.
Так выглядит конец глобализации. В данном случае — в отдельно взятом нефтяном секторе.
Технокаперство
Конечно, на пути становления российского контура нефтеперевозок будут серьезные проблемы. Одной из них может стать морское пиратство. Точнее, даже не пиратство, а каперство, когда морской разбой осуществляется в интересах конкретных держав. Именно так Великобритания, Франция и Нидерланды отбирали мировое морское господство у Испании в XVI–XVII веках.
Конечно, в нашем веке будут новые формы.
Как только нефтеперевозки, а главное — их страхование, выйдут из-под контроля Запада, думаю, следует ожидать хакерских атак на технологические структуры нового нефтяного контура, а также начала нападений неопознанных беспилотников на независимые танкеры. Таким образом, каперство нового мира будет беспилотным, умеренно высокотехнологичным и направленным не на захват, а на уничтожение груза.
Стало быть, ответом на него станет сначала оснащение танкеров средствами ПВО и другими видами противодронной защиты, а затем и проецирование морской силы России (и ее партнеров) вдоль основных путей нефтеперевозок.