Бандиты терроризируют Гаити: почему ООН и США не смогли помочь
Владимир Костырев — о том, что происходит в маленькой стране в Карибском море и почему ей никто не помогает
Трое вооруженных людей 26 января вошли в больницу Рауля Пьера Луи в западной части столицы Гаити Порт-о-Пренсе, вынесли пациента с огнестрельным ранением и расстреляли его снаружи здания. Это не первый подобный случай за последние месяцы, как сообщили мне в представительстве "Медиков без границ" в Гаити. Предыдущее похищение и расстрел пациента произошли в августе 2022 года.
Расположенное в тропическом раю государство превратилось фактически в ад на земле. Банды воюют друг с другом и с властями. С октября прошлого года от эпидемии холеры погибло около 500 человек. Тогда же вооруженные группировки захватили топливный терминал, угрожая лишить страну бензина (от гуманитарной катастрофы Гаити спасло только согласие банд снять блокаду). 25 января группировки атаковали полицейских в городе Лианкур, северном пригороде Порт-о-Пренса, — двое правоохранителей были убиты в перестрелке, еще четверых бандиты казнили перед полицейским участком. Гибель коллег спровоцировала в конце прошлой недели массовые протесты полицейских, которые заблокировали аэропорт, где находился премьер-министр Ариэль Анри. Они также атаковали резиденцию премьера, но и там поймать его не удалось.
Ариэль Анри стал фактическим главой Гаити после убийства президента Жовенеля Моиза в июле 2021 года. Генеральный прокурор Гаити пытался вызвать Анри на допрос в связи с гибелью Моиза, однако был уволен новым главой государства. Анри категорически отрицает свою причастность к смерти предшественника.
Один из главных оппонентов Ариэля Анри, лидер крупнейшей банды G9 (полное название — "Революционные силы семьи G9 их союзники") и, по сообщениям местной прессы, друг убитого Жовенеля Моиза — Джимми Шеризье по прозвищу "Барбекю". Не секрет, что это он инициировал осаду топливного терминала прошлой осенью. Прозвище "Барбекю", по одной из версий, связано с тем, что ему приходилось поджаривать людей. Хотя, он это отрицает, утверждая, что корни такого именования пошли из-за того, что его мама торговала жареным мясом на улице. Шеризье считает себя революционером и главным хранителем порядка в подконтрольных ему районах столицы.
Мир спешит на помощь
Разгул банд и угроза гуманитарного кризиса стали причиной того, что США осенью прошлого года выдвинули инициативу о создании международной вооруженной миссии, которая помогла бы установить порядок в Гаити. Была даже юридическая основа — премьер-министр Анри сам попросил помочь "освободить дороги по всей стране, чтобы бензин везде поступал к колонкам, чтобы все дети могли без страха ходить в школу, чтобы все могли без страха ходить на работу". США и Мексика объявили в Совете Безопасности ООН, что готовят резолюцию о создании международной вооруженной миссии, которая займется восстановлением порядка.
Гаити может показаться типичным случаем, когда ООН, великие державы или международное сообщество в целом могли бы прийти на помощь маленькому бедному государству, столкнувшемуся с непреодолимыми проблемами. Однако история Гаити показывает, наоборот, ограниченность современного международного инструментария и неспособность помочь нуждающимся.
Тем временем внешняя "помощь" Гаити имеет долгую историю. В 1915 году толпа мятежников буквально растерзала на части президента Вильбрэна Гийома-Сана — после чего США ввели военный контингент для обеспечения порядка и американских интересов (особенно активно за вторжение выступал Национальный городской банк Нью-Йорка). После нескольких восстаний местного населения США ушли из Гаити (в 1934 году).
В 1994 году международные силы во главе с США предприняли операцию "Поддержка демократии", одобренную Советом Безопасности ООН. Причиной стало свержение президента Жана-Бертрана Аристида. Он был восстановлен на своем посту, в ходе операции и последующих мер по обеспечению мира погибло около 300 военных и гражданских жителей Гаити. В рамках этих же мер в Гаити была учреждена миротворческая операция ООН.
В 2007 году эти миротворцы оказались в центре громкого скандала. Власти страны обвинили более сотни военнослужащих из Шри-Ланки в сексуальных преступлениях. Совместными усилиями со всемирной организацией удалось установить, что был даже создан публичный дом рядом с местом дислокации миротворцев, а в занятие проституцией вовлекались дети с семи лет.
В 2010 году, после разрушительного землетрясения, в Гаити началась вспышка холеры, которой в стране не было уже около 100 лет. Журналистское расследование установило связь между возвращением болезни и прибытием в страну членов миротворческой миссии ООН из Непала. Среди них якобы был болеющий человек. Непальцы сливали в реку сточные воды из своего лагеря. ООН отрицала эти обвинения, как и то, что во время последующих беспорядков миротворцы для предотвращения штурма офиса организации стреляли по протестующим. Лишь в 2016 году генеральный секретарь Пан Ги Мун принес извинения жертвам эпидемии. Тем временем за девять лет (2010–2019) погибло более 9 тыс. человек, переболело около миллиона.
С "Барбекю", но без ООН и США
История зарубежной помощи Гаити помогает понять, почему сообщения о возможном вводе нового иностранного военного контингента были встречены в Гаити очень негативно. В городах страны прошли многотысячные акции протеста. Против миссии выступила верхняя палата парламента. Призыв Ариэля Анри ввести миссию был связан прежде всего с блокадой бандами топливного терминала, и когда Джимми "Барбекю" Шеризье добровольно согласился вернуть своих бойцов по домам, вопрос потерял остроту и его обсуждение затихло, хотя Совет Безопасности ООН периодически возвращается к ситуации. В результате была принята лишь резолюция, вводящая санкции против лидеров банд, а также оружейное эмбарго в отношении сотрудничающих с ними структур. Никакого влияния на ситуацию эти ограниченные меры оказать не смогли.
Некоторые мои источники в Совете Безопасности раскрыли детали обсуждения миссии. Провал инициативы связан даже не с расколом Совета на фоне конфликта на Украине. США в инициативе о вооруженной миссии поддержала Мексика, благодаря чему она не выглядела попыткой еще одной американской интервенции в духе "доктрины Монро". Россия и Китай на заседании, где было объявлено об инициативе, высказывались осторожно, но не обещали заранее блокировать ее. Отправляться на помощь Гаити, видимо, "испугались" сами США, их союзники и ООН.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш изначально подчеркивал, что возможная миссия не будет иметь ко всемирной организации никакого отношения, а члены Совета Безопасности в своем кругу вольны обсуждать, что считают нужным. По информации тех же источников, после истории с холерой и сексуальными преступлениями ООН намерена максимально ограничить свою причастность к любым новым инициативам, подразумевающим отправку миротворцев или иной крупной миссии в Гаити.
США также не стремятся возглавить миссию по помощи этой стране в Карибском море. Сложная обстановка в маленьком государстве ведет к тому, что мигранты оттуда пытаются проникнуть в США, однако их основные потоки идут из других стран Латинской Америки. В то же время во внешней политике отправка американских военных, даже и с поддержкой Мексики, скорее всего, все равно дала бы повод обвинить Вашингтон в возвращении к "доктрине Монро" и империализме. Во внутренней политике последствия, особенно на фоне приближавшихся промежуточных выборов прошлой осенью, могли быть еще хуже. Администрация Джо Байдена, без сомнений, подверглась бы критике республиканцев за новую внешнеполитическую авантюру и растрату на нее денег налогоплательщиков. Еще более серьезным ударом стали бы жертвы среди американцев в результате возможных столкновений с бандами. После долгих лет войны в Ираке и Афганистане США не хотят быть втянутыми в прямой новый конфликт за пределами страны, и по этой самой причине Байден при каждом удобном случае повторяет, что, хотя США поддерживают Украину оружием, американские солдаты на ее территории воевать не будут.
А без ООН и США в качестве лидеров другие страны-соседи становиться во главе миссии в Гаити не хотят. Ни у канадцев, ни у мексиканцев, ни у бразильцев нет желания рисковать своими солдатами с возможными перспективами оказаться в центре очередного скандала.
Не мешайте?
Гаити иллюстрирует один из парадоксов современной системы международных отношений. В мире есть страны, нуждающиеся в помощи, а у мирового сообщества, казалось бы, более чем достаточно ресурсов, чтобы такую помощь оказать. Вопрос заключается в том, как это сделать таким образом, чтобы хотя бы не навредить. Йемен, например, уже больше десяти лет остается в состоянии непрекращающейся гражданской войны с участием Саудовской Аравии. Жители ряда регионов Йемена периодически сталкиваются с голодом. В Афганистане, согласно данным ООН, отмечались случаи торговли детьми за еду. Гражданская война в Сомали то разгорается, то затихает с 1988 года (угроза голода здесь постоянна). В то или иное время все эти страны сталкивались с внешним вмешательством, обычно с целью помочь, но ни к чему хорошему это не привело.
США же, например, еще переживают определенный кризис внешнеполитических подходов после того, как их вторжение в Ирак в 2003 году, которое свергло Саддама Хусейна и открыло путь американской модели демократии, привело к гражданской войне, жертвами которой стали, по разным оценкам, до 1 млн человек, а затем к формированию "Исламского государства" (террористическая группировка, запрещенная в РФ) и его почти что успешному наступлению на "демократический" Багдад. Вызванное Ираком разочарование стало одной из причин поспешного и беспорядочного ухода Соединенных Штатов из Афганистана.
В то же время вряд ли можно полностью исключить из инструментария международной политики ту же вооруженную помощь, если она осуществляется по просьбе законных властей. Одним из успешных ее примеров является, например, участие ОДКБ в установлении порядка в Казахстане во время событий в январе 2022 года, когда даже политические оппоненты России высказывались относительно тех действий весьма сдержанно.
Очевидно, что проблема привлечения зарубежных сил, в том числе вооруженных, для помощи той или иной стране, оказавшейся в сложной ситуации, в ближайшее время будет становиться только актуальнее на фоне усиления геополитического противостояния, угрозы голода и новых пандемий.
К сожалению, как мне видится, до выработки оптимальной формулы еще далеко.