17 ФЕВ, 12:20

Новые имена на российских дорогах: какие иностранные автомобили ждать в 2023 году

МОРЖАРЕТТО Игорь
Партнер аналитического агентства "Автостат"

Игорь Моржаретто — о новинках российского авторынка из других стран

В России в 2023 году могут появиться минимум пять-семь новых автомобильных марок, объявил на ежегодной пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса председатель Комитета автопроизводителей Алексей Калицев. Тогда, в январе, он не стал уточнять, о каких именно брендах идет речь. Я решил разобраться, что это за компании.

Январская предыстория

Январь стал новой вехой в истории китайских брендов на российском автомобильном рынке: в столице доля "китайцев" в этот месяц достигла 59,6%, а в Санкт-Петербурге — 60,7%. Заслуга в этом принадлежит прежде всего Geely, Haval и Chery (а также уходу западных конкурентов). Примечательно, что у себя на домашнем рынке они пока входят только во вторую пятерку ведущих производителей (по объемам продаж), а в России они — первые! Например, в Москве в январе доля Geely на рынке новых автомобилей превысила 18%, Haval — 15%, Chery достигла 13%. По подсчетам аналитиков, суммарно на три эти марки в столице пришелся почти каждый второй купленный автомобиль (46,4%). Тогда как в январе 2022 года "китайцы" на московском рынке новых авто занимали всего 8,6%, на питерском — 10,1%.

Однако китайские машины при столь высоком росте популярности все еще остаются не до конца понятными для российского потребителя; еще есть некий скепсис в отношении их надежности и долговечности. Но ситуация все же меняется — как минимум в части узнаваемости. Меня порадовали результаты недавнего опроса исследовательской компании Ipsos: 92% респондентов с ходу смогли назвать марку Chery, 86% — Geely, 85% — Haval, 84% — Lifan, по 71% — Great Wall и FAW, 63% — Exeed (хотя последней всего два года назад и вовсе не было на нашем рынке).

Теперь же перейдем к новинкам для российского автомира. Причем я буду говорить только о тех компаниях, которые решились прийти к нам официально (еще целый ряд марок прибывает по параллельному импорту, но это другая история). Как оказалось (что в принципе уже неудивительно), все они из КНР.

Новый китайский премиум

В Москве открылся первый (и пока единственный) монобрендовый автосалон премиальной марки Voyah (произносится как "Войя"); в других городах также открываются партнерские официальные дилерские центры. Эта марка была создана совсем недавно — только в 2018 году, но за ней стоит концерн Dongfeng, который выпускает автомобили с 1969-го и очень плотно сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями. Специально для Voyah была создана новая платформа с независимой пневматической подвеской всех колес и полным приводом.

Free — первенец новой китайской марки, в том числе и в России. В самом конце 2022 года стартовали официальные продажи таких кроссоверов — полностью электрических версий. А на днях дилеры начали принимать заказы на гибридные модификации. Free представляет собой довольно крупный кроссовер (в длину более 5 м). В движение он приводится электромоторами, вращающими обе оси: в электрической версии до 100 км/ч эта машина разгоняется за 4,7 с, а одного заряда батареи емкостью 100 кВт·ч хватает на 500 км пути. Гибрид еще быстрее: за 4,5 с — до 100 км/ч, правда, емкость батареи в этом случае меньше — ровно в три раза, ее запаса хватит всего на 120 км. Но имеется дополнительный генератор на основе 1,5-литрового бензинового мотора, который с колесами никак не связан — он только заряжает батарею. Так, суммарно запас хода этой версии — более 600 км.

Официальным дистрибьютором марки является российская компания "Моторинвест". Ей, кстати, принадлежит завод в Липецкой области, где собирают электромобили Evolute, в основе которых тоже лежат модели Dongfeng.

Сейчас за полностью электрический Voyah Free просят от 8 млн рублей, а за гибрид — от 7,3 млн рублей. Причем официальные дилеры дают гарантию на пять лет или 100 тыс. км пробега и обещают фирменный сервис в случае поломки. Эта модель уже довольно успешно продается, например, в Норвегии, и в РФ везут именно европейский вариант.

В ближайшее время появится на российском рынке в премиуме и минивэн Dream. Продажи машины в гибридной версии, как обещают, стартуют уже до конца февраля, а чисто электрической — в августе. Гибридный Voyah Dream предварительно оценивается в 8,5 млн рублей.

Кроме того, в апреле хотят презентовать в России большой представительский седан — имя модели пока неизвестно, но кое-какие доступные характеристики впечатляют. Мои источники говорят, что седан приводится в движение парой электромоторов, вращающих все четыре колеса, их суммарная мощность составляет 503 л.с., и этого достаточно, чтобы разгонять машину до 100 км/ч за 3,8 с.

Всего в 2023 году в России планируют продать 5 тыс. автомобилей марки Voyah, а в качестве конкурента представители марки называют прежде всего ушедший от нас бренд Mercedes.

Привет из Калининграда

Расположенный в Калининграде завод "Автотор" в конце января запустил серийное производство седана E5 китайской марки Kaiyi (произносится как "Каи" или "Кайи"). В Китае эта марка появилась в 2014 году и изначально была, можно сказать, бюджетным ответвлением компании Chery (создана также совместно с двумя госфондами). В 2018 году в ходе реорганизации головного концерна 51% акций Kaiyi перешли к властям провинции Сычуань (где расположен завод), а также изменилось позиционирование марки — с бюджетной на молодежную. При этом Chery остается владельцем 49% акций и техническим партнером, поставляя Kaiyi свои технологии.  

E5 стал же первенцем этой марки в России. Любопытно, что в его конструкции используются проверенные агрегаты модели Chery Arizzo 7, которую недавно сняли с производства. Kaiyi E5 — довольно крупный седан сегмента C+ (длина составляет почти 4,7 м, колесная база — 2,7 м; можно сравнить с такими автомобилями, как Skoda Octavia или Kia Cerato). Комплектуется это авто турбированным мотором объемом 1,5 л и мощностью 147 л.с., в паре с механической коробкой или вариатором.

В Калининград привозят уже сваренные и окрашенные кузова и отдельно — все необходимые узлы и детали, после чего на конвейере собирают готовый автомобиль. Тем временем на заводе обещают быстро увеличить локализацию, перейти к сварке и окраске кузовов самостоятельно (для переоснащения линии уже направили более 100 млн рублей).

Цены на седан E5 пока неизвестны, продажи должны стартовать в марте текущего года (тогда же откроются первые дилерские центры по всей стране).

При этом на "Автоторе" объявили, что в 2023 году собираются запустить сборку еще трех моделей Kaiyi: X3, X3 Pro и X7.

X3 и X3 Pro — это компактные городские кроссоверы. При длине 4,4 м они попадают в один класс с Hyundai Creta и с отечественным "Москвичом 3". А вот X7 — это большой кроссовер, сравнимый по размерам с Chery Tiggo 8 Pro. Под капотом у него 2-литровый турбированный двигатель мощностью 249 л.с. и 7-ступенчатый "робот".

Но и это еще не все: глава холдинга "Автотор" Валерий Горбунов пообещал, что в течение этого года в Калининграде наладят сборку автомобилей еще одного китайского бренда, название которого пока не раскрывается (исходя из моей информации, это крупнейший китайский автоконцерн BAIC).

Горбунов также отметил, что всего за 2023-й планируется собрать порядка 100 тыс. автомобилей.

Помимо этого в Калининграде продолжается работа по созданию собственного электромобиля: в конце года должны выпустить установочную партию в 200 машин, чтобы развернуть серийное производство уже в 2024 году.

На "Танке" вброд?

В середине февраля объявил о старте продаж в РФ и китайский бренд премиальных внедорожников Tank. Первой моделью в линейке этой марки на нашем рынке станет Tank 300 (в КНР выпускаются с 2020 года) — внедорожник построен на едином рамном шасси с Haval H9 (обе марки принадлежат концерну Great Wall). Длина "трехсотки" — 4,76 м (почти как Jeep Grand Cherokee). Под его капотом расположился безальтернативный четырехцилиндровый бензиновый турбомотор объемом 2 л, который развивает мощность 220 л.с. (380 Н.м) и работает в сочетании с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач. Полный привод реализован по схеме с жестко подключаемыми передними колесами (Part-time) и дополнен понижающей передачей. Принудительные блокировки предусмотрены для обоих межколесных дифференциалов. Клиренс Tank 300 составляет 224 мм, глубина преодолеваемого брода — до 700 мм! На российском рынке новинка предлагается в двух комплектациях — Adventure и Premium; цена — от 3 млн 699 тыс. рублей и 4 млн 049 тыс. рублей соответственно. Предзаказ можно оформить в специальном мобильном приложении Tank, а получить машину в пользование удастся уже весной этого года.

Также представители этой марки до конца этого года планируют представить на российском рынке внедорожник Tank 500. Эта модель получила довольно широкий набор так называемых умных функций: датчики, камеры, возможность выбора между девятью режимами движения, регулировку климат-контроля для задних пассажиров (помимо передних, конечно) и возможность видеть, что происходит под передними колесами во время езды ("прозрачный капот"). Ряд специалистов считают, что "пятисотый танк" вполне может оттянуть часть поклонников у сверхпопулярного Land Cruiser. Что ж, посмотрим.

Кстати, Россия стала вторым зарубежным рынком (после Саудовской Аравии), где представлены внедорожники Tank.

Иранские авто пока не видны

Тем временем иранские автопроизводители намерены привезти в Россию более 20 тыс. автомобилей до конца этого года. Есть и планы по созданию непосредственно в РФ совместных предприятий по производству машин. При адекватной ценовой политике у моделей из Ирана есть неплохие шансы на успех в нашей стране, уверены эксперты. Однако есть несколько "но".

Например, по заявлениям из Тегерана, поставками намерены заняться компания Saipa (до 20 тыс. автомобилей в год) и крупнейший автоконцерн Iran Khodro (около 2 тыс. моделей Tara и Dena). Так, Iran Khodro Tara — автомобиль чуть крупнее Lada Vesta (4,5 м) с мотором 1,6 л (113 л.с.), либо с МКП-6 (механической коробкой передач), либо с АКП-6 (автоматической коробкой передач). Сходные характеристики и у модели Dena. Обе они построены на старых французских платформах концерна PSA, который успешно работал в Иране до введения санкций против этого государства. Про качество пока не ясно.

На российском рынке эти иранские модели теоретически могут занять нишу компактных седанов — взамен фактически ушедших Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan, Skoda Rapid и VW Polo. Сейчас этот сегмент фактически пуст, а спрос на такие автомобили велик. Но если ввозить такие машины напрямую из Ирана, то они рискуют стать неконкурентоспособными, ведь к изначальной стоимости добавятся таможенная пошлина, НДС, акциз, утильсбор, ЭРА-ГЛОНАСС и цена самой доставки. У себя дома эти модели стоят порядка 0,8–1,2 млн рублей, а в РФ ценники поднимутся к 1,5–2,2 млн.

Значит, необходимо организовывать сборку в России. По моей информации, иранские производители уже осматривали перспективные площадки в Тольятти, Елабуге и Ижевске, но пока никаких решений не приняли. Пока "завис" и вазовский проект по поставке моторов в Иран. На фоне оперативных решений, которые принимаются между РФ и КНР, например, в Калининграде (всего за несколько месяцев — и уже стартовала сборка), долгие переговоры с потенциальными иранскими партнерами выглядят довольно странно. Помимо отсутствия у иранских автопроизводителей соглашений с российскими производителями и дилерами (ведь надо еще сеть для продаж создать), сертификация моделей из Исламской Республики пока даже не началась (а эта процедура по каждому автомобилю занимает минимум три-четыре месяца).

Знаю, что некоторые переговоры также ведутся с автопроизводителями, например, из Индии и Вьетнама, но конкретных решений и сколько-то подробной информации нет.  Хотя, думаю, РФ пока хватает и новых брендов из КНР. В целом же сегодня каждый третий произведенный в мире автомобиль собран в Китае.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги