Япония: как слабеют обычаи корпоративных выпивок и почему это беспокоит власти
Василий Головнин — о снижении потребления алкоголя в островном государстве
Японцы всегда терпимо относились к алкоголю и даже к тем, кто слегка перебирает выше нормы. Молоденькая актриса запросто может в интервью признаться, что любит выпить. Популярности политических деятелей временами даже помогают слухи о том, что они с удовольствием прикладываются к спиртному — это, мол, сближает с немалым количеством избирателей, которые сами регулярно употребляют алкоголь. Кажется, даже премьер-министр Японии Фумио Кисида вовсе не протестует, когда в газетах упоминают о его способности немало выпить без особых последствий.
Пьянство ради карьеры
Япония до середины прошлого столетия во многом была страной трудолюбивых и небогатых крестьян-рисоводов, которым в череде будней было не до алкоголя. Однако это менялось во время довольно частых храмовых праздников, когда напиться считалось делом богоугодным, выражением даже некоторого почтения к сверхъестественным покровителям округи.
Крестьянский быт ушел в историю, японцы переселились в крупные города с современными производствами и кварталами офисных билдингов, но прежнее терпимое отношение к алкоголю осталось. Более того, оно еще более укрепилось в рамках новой корпоративной культуры, основанной в первую очередь на различных методиках сплочения трудовых коллективов, создания в них доверительной, почти семейной обстановки. В компаниях устраивались массовые физзарядки по утрам во главе с начальством, совместные поездки на экскурсии, применялись другие технологии, и особое место среди этих ухищрений заняли почти обязательные регулярные коллективные выпивки после работы.
Оживленные многочисленные компании сослуживцев с 1960-х годов стали главными вечерними клиентами пивнушек и недорогих ресторанчиков. Пиво и разбавленный виски лились рекой, а угощение часто оплачивалось за счет представительских расходов или даже из личного кармана начальства. По потреблению алкоголя Япония вырвалась в группу лидеров, а подвыпившие служащие стали обычным зрелищем в поздних электричках и вагонах метро. Жены ругаться на регулярное пьянство мужей морального права как бы не имели, ведь это делается ради карьеры, ради семейного процветания!
Коронавирус против выпивки
Однако благостная картина массового японского обычая выпивать стала серьезно меняться в нынешнем столетии, и на то были основательные причины. Концепция корпорации-семьи стала расшатываться и постепенно уходит в прошлое. Молодежь со все большим сопротивлением относится к принудительному коллективизму, требует уважать право на личное время, хочет больше заниматься собственными делами и семьей. К тому же период невероятно быстрых темпов экономического роста и соответственного непрерывного повышения зарплат остался в прошлом веке — зачем слишком уж угождать начальству и тратить время на коллективные выпивки, если это вознаграждается не столь щедро, как в предыдущие десятилетия?
Мощный удар по японскому пьянству нанес и COVID-19 — на какое-то время из-за карантинных ограничений было закрыто большинство питейных заведений. Потом их работа возобновилась, но японцы по-прежнему захаживают в общепит с опаской, многие стараются там не задерживаться. Что явно не способствует восстановлению обычая массовых коллективных выпивок.
Таким образом, по информации Министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства страны, потребление алкоголя в Японии уже сократилось с условных 100 л на человека в 1995 году до 75 литров в 2020 году. Быстро падало потребление пива, самого массового алкогольного напитка в стране: в 2020 году оно уменьшилось до 55 условных бутылок на человека, что почти на 10% меньше, чем в предыдущем году, согласно данным Kirin Holdings.
Затея налогового ведомства
По мере отступления коронавируса потребление алкоголя в Японии слегка стало возрастать, но, как полагают эксперты и обыватели, оно уже не вернется на прежний уровень. И это очень тревожит японское налоговое ведомство. Дело в том, что акцизы на алкоголь некогда были важной статьей пополнения государственного бюджета, и сейчас эти доходы оказались под угрозой. В 1980 году они покрывали 5% расходов государства, а в 2020-м — всего 1,7%.
Новых данных по потреблению алкоголя в Японии за последние два года найти не удалось, но, думаю, о продолжающемся снижении интереса к этому обычаю говорит то, что, пытаясь спасти положение, национальное Налоговое управление летом 2022 года даже объявило конкурс на креативные способы привлечения молодежи к большему употреблению спиртного. Однако идея вызвала плохо скрытое осуждение в обществе, и проект тихо сошел на нет.
Впрочем, говорить о Японии как о стране, где повально наступает трезвость, пока очень рано. Буквально вчера был свидетелем того, как в расположенный рядом с моим домом ресторанчик после работы ввалилась толпа веселых сослуживцев в деловых костюмах. Обычаи золотой поры японского корпоративного пьянства сходить на нет пока все же не собираются.
ТАСС не поддерживает употребление алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.