Франция в спорах о пенсионной реформе: куда ведет долгий бунт уборщиков улиц
Дмитрий Горохов — о ситуации вокруг принятия закона о пенсионной реформе в Пятой республике
Бюст Шарля Азнавура в историческом квартале Парижа, где родился этот великий шансонье, воспевший французскую столицу, оказался в плотном окружении мешков с мусором. Схожая ситуация воцарилась и в других районах города, где уже третью неделю не выходят на работу уборщики улиц.
Их забастовка — лишь эпизод развернувшихся во Франции профсоюзных акций против повышения пенсионного возраста. Регулярно бастуют немалая часть работников транспорта, персонал ряда нефтеперерабатывающих заводов, активно включились в забастовки и учителя. Но, безусловно, протест мусорщиков один из наиболее зримых.
На авеню и бульварах обычно элегантной французской столицы скопилось 10 тыс. т невывезенного мусора.
"Город задыхается под тяжестью мешков, его улицы становятся огромной свалкой, — посетовала живущая во Франции писательница марокканского происхождения Элиетт Абекассис. — Париж потерян в этом противостоянии уборщиков улиц и власти".
Оригинально откликнулась на проблему любимого города Карла Бруни. В день весеннего равноденствия популярная французская певица, жена и муза шестого президента Пятой республики Николя Саркози выбрала в качестве фона для снимка самый типичный сейчас столичный пейзаж. Она запечатлена стоящей на груде мусорных мешков, громоздящихся на тротуарах даже самых элитных кварталов. "Весна!" — написала на нескольких языках под снимком бывшая первая леди, никогда не теряющая чувства юмора. Для большего созвучия пейзажу она сменила платье на джинсы, а туфли — на кроссовки.
С умножением свалок, образовавшихся на улицах Парижа, санитарные эксперты забили тревогу, предупредив об угрозе нашествия крыс и распространения инфекционных заболеваний. Но кто вправе бросить в тружеников улиц камень? Их работа справедливо считается одной из самых тяжелых.
Фронда мэра
По данным профсоюзов, ожидаемая средняя продолжительность жизни для работников этого цеха во Франции на целых 12 лет меньше, чем у представителей иных ремесел. Между тем правительственная реформа, предусматривающая повышение пенсионного возраста, лишает их возможности выхода на пенсию в 57 лет, как допускали прежние нормы. Уборщики улиц предупреждали, что в случае наступления на их права они не будут бездействовать. А как в свое время проницательно заметил писатель Филипп Бувар, "в соответствии с толковым словарем синдикалистов, переход к действиям означает прекращение всякой деятельности".
Мэр Парижа Анн Идальго, имеющая диплом специалиста в сфере профсоюзных прав, созвала на совещание кризисный штаб, дабы обеспечить "непрерывность услуг" населению столицы. Сама госпожа Идальго сочувствует мусорщикам и долго не соглашалась прерывать их забастовку, но была вынуждена подчиниться распоряжению префекта. В письме правительству рассерженная градоначальница заметила: "Парадоксально, что государство требует от территориальных властей урегулировать проблему, которую само оно же и создало".
В итоге на работу мобилизованы около 700 коммунальных служащих. Этого явно недостаточно для эффективного городского "субботника", но мобилизовать большее число означало бы нарушить право профсоюзов на забастовки. С помощью полиции удалось вывести на улицы десяток самосвалов, за рулем которых были рабочие, не участвующие в стачках. Как стало известно le Figaro, отказ подчиниться мобилизации грозит муниципальным служащим шестью месяцами тюрьмы и штрафом в €10 тыс. "Мы обратимся к адвокатам, поскольку эта мобилизация не является ни безотлагательной, ни жизненно важной", — заявили в отраслевой профсоюзной Федерации общественных услуг, которая продлила забастовку до 27 марта.
Горы отходов, накопившихся на улицах, редеют тем временем очень медленно. Как считают специалисты, понадобится несколько недель, чтобы избавиться от хлама на парижских улицах. Забастовку столичных мусорщиков к тому же поддержали в других коммунах — Нанте, Ренне, Ле-Бриеке, Гавре. Некоторые из них просят горожан пока не выносить мешки на улицу.
Сюрпризы в парламенте
Часть мусора, правда, сожгли на своем пути участники профсоюзных маршей против пенсионной реформы, которая стала яблоком раздора. Демонстрации теперь проходят с интервалами в два-три дня. Тем временем сама реформа, увеличивающая пенсионный возраст во Франции с 62 до 64 лет в целях ограничения многомиллиардных социальных расходов, совершает, по словам властей, свой "демократический путь". Собственный проект правительство провело в парламенте не как обычный, а как внеочередной закон, принимаемый для внесения изменений в социальный бюджет.
Это позволило кабинету министров ограничить время для дебатов до 20 дней в нижней палате — Национальном собрании и до 15 дней в верхней — Сенате. Приостановив дебаты, премьер Элизабет Борн, чье правительство не имеет собственного большинства голосов в парламенте, прибегла к параграфу 49.3 французской Конституции — невзирая на гнев оппозиции, он позволяет правительству проводить часть законопроектов без голосования депутатов.
Оппозиция ответила внесением резолюции о недоверии команде Борн и едва не преуспела. За это предложение проголосовали 278 депутатов, что всего на девять меньше, чем было необходимо, чтобы отправить кабинет в отставку. За объявление недоверия высказались все партийные группы левого блока, а также фракция "Национальное объединение", возглавляемая Марин Ле Пен. К оппозиции на этот раз примкнули также целый ряд депутатов либеральной партии "Республиканцы" (обычно солидарной с центристским правительством) — рубикон перешли 19 ее избранников.
Определять весь список потерявших и выигравших в этой ситуации пока рано, но, как считает близкая к власти католическая газета la Croix, "первой пострадала демократия". По сравнению с европейскими соседями французы, считает она, все более скептически относятся к политике. Только примерно треть из них полагают, что демократия хорошо функционирует (по сравнению с почти двумя третями граждан соседней Германии).
Что скажет Конституционный совет?
В условиях все более громких протестов улицы президент Эмманюэль Макрон, видимо, пришел к выводу, что пришла пора вмешаться в конфликт. Глава государства сделал это в форме интервью телеканалам в прямом эфире, назначив его на этот раз не на вечер, а на час дня, когда французы обычно садятся за обеденный стол. В окружении президента объяснили, что интервью было адресовано прежде всего жителям провинции, где многие обедают дома. Упрекнув профсоюзы в том, что они "не предложили ни альтернативной реформы, ни компромисса", глава государства вызвал, можно сказать, обиженную реакцию их лидеров. Обращение президента дружно раскритиковал и весь политический лагерь за пределами его собственной партии "Ренессанс": от левых до правых. "Мы искали позитивные отклики, но не нашли", — признались в редакции региональной газеты юга Франции Nice-Matin. "Необходимо, чтобы президент осознал этот кризис и отозвал реформу", — потребовал первый секретарь Демократической конфедерации труда (CFDT) Лоран Берже.
Правда, исключения в этом потоке высказываний все же были. Сторонник президента, влиятельный мэр Ниццы и бывший министр Кристиан Эстрози выразил мнение в Twitter, что глава государства "проявляет ответственный подход, ставя превыше всего интересы страны". "Это было слово истины, обращенное к французам в условиях, когда популисты и экстремисты решили сеять хаос, — заявил градоначальник. — Я поддерживаю стремление президента к умиротворению".
После вмешательства главы государства профсоюзы собрали 23 марта на свои марши во Франции более миллиона участников. В Париже демонстрация побила все рекорды.
В Бордо манифестанты, поджигая мусор, нечаянно или умышленно подпалили и входную дверь в мэрию французской столицы виноделия, где на следующей неделе ожидали с визитом британского короля Карла III (теперь же его приезд перенесен, как отметила французская сторона, в связи с новым "днем действий" против пенсионной реформы).
Сможет ли успокоить ситуацию перенос споров в Конституционный совет — инстанцию, которая надзирает за соблюдением Основного закона? К ней апеллируют и оппозиция, и власти. Многое, вероятно, будет зависеть от сроков. Возможно, судьи КС будут располагать целым месяцем для того, чтобы выбрать между осторожностью и отвагой. Разумеется, все это в том случае, если правительство не будет настаивать на ускоренной процедуре, которая бы отвела судьям всего восемь дней.
Конституционный совет избегает вмешиваться в политику, а когда все же вынужден это делать, то всегда требует "ясности и искренности" при обсуждении законопроектов. Как напоминает оппозиция, повышение пенсионного возраста так никогда и не было рассмотрено на пленарном заседании Национального собрания, поскольку дебаты приостановили еще до того, как депутаты дошли до ключевого пункта реформы.
Профсоюзы тем временем назначили свой следующий — уже десятый — день "всеобщих действий". Они планируют провести его 28 марта.