Два политика — две политики: о поездке Макрона и Урсулы фон дер Ляйен в Китай
Андрей Кириллов — о победах Пекина на переговорном поле
Визит визиту — рознь
Прежде всего, нужно внести ясность. В Китае в эти дни находились два политика с двумя визитами. Президент Франции Эмманюэль Макрон — с государственным визитом. Он торжественно сходил на китайскую землю по трапу с красной ковровой дорожкой, его встречал министр иностранных дел КНР Цинь Ган, в его честь проходил торжественным маршем почетный караул трех родов войск Народно-освободительной армии Китая, в честь него устраивался торжественный обед в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь. В это же время глава Еврокомиссии (высшего исполнительного органа Евросоюза) Урсула фон дер Ляйен, прибывшая просто с визитом, появилась из того же самолета через выход для обычных пассажиров. Встречал ее министр экологии КНР Хуан Жуньцю, который, кстати, представляет в китайском правительстве не правящую Компартию Китая, а малоизвестное за пределами КНР Общество "Цзюсань", одну из так называемых "малых партий" страны. Все правильно, по протоколу, но как-то… мелковато для фрау с такой звучной фамилией.
Тонкости протокола позволили председателю КНР Си Цзиньпину обсудить с главой Франции все вопросы "двусторонки". С фон дер Ляйен он тоже встретился, тут не подкопаешься. Но с ней обсуждались совсем другие проблемы, и общение проходило в другой тональности.
Мелкие подробности двух визитов несли в китайской интерпретации большой смысл. Макрона принимали как главу великого европейского государства, с которым Китай поддерживает многообразные политические, экономические и культурные связи. А фон дер Ляйен для Пекина — еврочиновница, глава Еврокомиссии, с которой у Китая другие отношения в нынешнем международном контексте и вследствие уж чрезмерно евроатлантической позиции ЕС.
Справедливости ради следует отметить, что после завершения двусторонних переговоров Си-Макрона беседа продолжилась в трехстороннем формате, где к ним присоединилась глава Еврокомиссии. Как напомнил Макрон, такой формат взаимодействия между Китаем и ЕС был предложен именно французской стороной во время последнего визита Си Цзиньпина в Париж в 2019 году, когда на встречу с ним туда прибыли также занимавший в то время пост главы ЕК Жан-Клод Юнкер и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Вроде — то же самое, а по сути — все совсем не так. Что изменилось?
Изменилось все. Госвизит Макрона стал первым визитом главы крупной европейской страны, члена Совета Безопасности ООН в Китай после избрания Си Цзиньпина на третий срок в качестве председателя КНР. Окончательно утвердившись в качестве китайского лидера на исторически обозримый период, Си стал без помех проводить новую внешнюю политику Китая как великой мировой (не региональной!) державы. И, наконец, Макрон прибыл в Пекин после того, как сам Си Цзиньпин побывал с госвизитом в Москве, где он с другим мировым лидером — президентом России Владимиром Путиным — достиг общности взглядов по совместному строительству нового миропорядка. Что, впрочем, не исключает и не ограничивает самостоятельности и независимости китайской внешней политики. Как и российской, разумеется. В этом преимущества нынешних отношений между Пекином и Москвой как межгосударственных отношений нового типа.
Визит Макрона показывает, каким, с точки зрения Пекина, может быть место Франции как великой державы в этом новом миропорядке. Разумеется, если Франция претендует на роль великой державы.
План Вашингтона
США и вслед за ними Брюссель планировали поездку Макрона совсем в другом свете. Место Макрона предполагалось чуть ли не "в обозе" фон дер Ляйен. Во всяком случае, в сообщениях из Брюсселя и стран европейского сообщества главу ЕК уверенно ставили на первую позицию в их как бы общем визите. Это и внесло немалую путаницу в сообщения мировых СМИ.
Заместитель руководителя пресс-службы Госдепартамента США Ведант Пател еще до начала поездки поспешил заявить, что Вашингтон и Париж разделяют опасения в связи с поддержкой Китаем операции России на Украине. "США и Франция разделяют опасения в отношении вызовов, которые КНР бросает основанному на правилах международному порядку", — утверждал он, приведя в пример якобы поддержку со стороны Китая спецоперации РФ на Украине. Пател напомнил о телефонном разговоре, который 4 апреля провели президенты США Джо Байден и Франции Эмманюэль Макрон.
При этом Вашингтон еще до начала визита Макрона постарался заранее принизить результаты его переговоров с Си Цзиньпином. "Белый дом практически не рассчитывает на то, что Макрону удастся совершить прорыв", — заявили "Политико" некие американские чиновники. Как утверждало издание, это связано с провалом переговоров президента Франции с президентом РФ Владимиром Путиным по украинскому вопросу. В то же время, как отметили неназванные американские официальные лица, Вашингтон как бы не против переговоров Макрона с Си Цзиньпином, хотя и обеспокоен слишком неоднозначной, по его мнению, позицией Франции в противостоянии КНР и США.
Иные акценты
Но акценты в ходе госвизита Макрона в Китай оказались расставлены совсем иначе. Я бы обратил внимание на встречу министра иностранных дел Китая Цинь Гана с французской коллегой Катрин Колонна. Китай, сказал глава китайской дипломатии, готов работать с Францией для продвижения китайско-французского всеобъемлющего стратегического партнерства и практического сотрудничества в различных областях на более высокий уровень. "Чем сложнее глобальная ситуация, тем больше Китаю и Франции следует придерживаться стратегической независимости", — передает слова Цинь Гана китайский телеканал Си-джи-ти-эн (CGTN). Со своей стороны, вещает Xinhua, Колонна заявила, что Франция рассматривает отношения с Китаем со стратегической и долгосрочной точки зрения, высоко оценивая продуманную организацию визита Макрона. Франция готова постоянно углублять сотрудничество с Китаем в различных областях и совместно реагировать на глобальные вызовы.
"Мы только что провели дружественную и обстоятельную встречу, — сказал Си на совместной пресс-конференции с президентом Франции. — Мы пришли к единому мнению по поводу того, <...> что Китай и Франция будут оказывать друг другу взаимную поддержку, содействовать улучшению глобального управления". Как уточнил китайский лидер, Пекину и Парижу необходимо продолжать совместно содействовать формированию многополярного мира и демократизации международных отношений. "Мы должны выступить против мышления времен холодной войны и противостояния блоков, рука об руку противодействовать всем видам глобальных вызовов", — добавил он.
Севрский фарфор с китайскими рыбками
Заметьте, что во французской делегации, кроме огромной толпы бизнесменов, приехало много деятелей культуры. И подарок Макрона Си Цзиньпину носил подчеркнуто "культурный" характер — ваза Севрского фарфора и две фотографии работы выдающегося французского фотографа Марка Рибу (1923-2016), который много снимал в Азии. Как отметили в Елисейском дворце, "фарфоровая ваза символизирует французское ремесло и исторические связи, которые объединяют Францию и Китай". Ваза синего цвета украшена множеством золотых рыбок, символизирующих в китайской традиции богатство и изобилие.
"Китай и Франция приступят к всестороннему возобновлению гуманитарного взаимодействия, — сказал Си Цзиньпин на совместной пресс-конференции с французским президентом. — 2024 год — 60-летие установления дипломатических отношений между нашими странами, а также год китайско-французских обменов в области культуры и туризма". "Китай и Франция будут углублять сотрудничество в таких новых направлениях по наращиванию взаимодействия, как аэрокосмическая сфера, атомная энергетика гражданского назначения, стимулирование зеленого развития, научно-техническая сфера и инновации", — также сказал Си Цзиньпин на совместной пресс-конференции с Эмманюэлем Макроном. Сотрудничество в области высоких технологий — это те "золотые рыбки", которые Пекин ожидал от визита. И он их, похоже, добился. Хотя заокеанские акулы, понятно, постараются этих мирных рыбок распугать.
Пекин и Париж — за переговоры по Украине (но с оговорками)
Макрон не мог не затронуть на переговорах с Си столь важную в мировой повестке тему украинского кризиса, особенно в ходе трехсторонней встречи с участием фон дер Ляйен. "Что касается украинского кризиса, Китай будет твердо стремиться к продвижению мирного диалога и политическому урегулированию", — сказал Си. И тут же уточнил, что, мол, мы готовы вместе с Францией обратиться к международному сообществу с призывом "сохранять сдержанность, избегать действий, которые еще больше усугубят кризис или приведут к его выходу из-под контроля". Фактически это тот же призыв Пекина к США и Евросоюзу — "не подливать масла в огонь".
По словам главы КНР, Пекин и Париж будут призывать все страны не допустить применения ядерного, биологического и химического оружия, а также выступят "против вооруженных нападений на атомные электростанции и другие гражданские атомные объекты". Это тоже вполне соответствует общему подходу Пекина к конфликту на Украине. Си Цзиньпин также отметил необходимость глобального сотрудничества "для преодоления побочных эффектов украинского кризиса в продовольственной, энергетической, финансовой, транспортной и других сферах, а также уменьшения негативного влияния кризиса, особенно на развивающиеся страны". Конфликт конфликтом, а торговля страдать не должна. В особенности — от санкций, которые некоторые страны готовы столь широко и неосмотрительно применять.
В ходе визитов Макрона и фон дер Ляйен не могла не затронуться тема Тайваня, которую Вашингтон всячески пытается навязать миру. Но здесь обычно сдержанный и готовый проявить понимание позиции другой стороны Си Цзиньпин показал стальной стержень пекинской политики. Председатель КНР в разговоре с Урсулой фон дер Ляйен назвал "несбыточными мечтами" возможные компромиссы и уступки КНР в тайваньском вопросе, о чем сообщило Центральное телевидение Китая.
"Тот, кто ожидает, что Китай пойдет на компромиссы и уступки в тайваньском вопросе, просто стреляет себе в ногу, — сказал Си Цзиньпин. — Все это — несбыточные мечты". Он подчеркнул, что тайваньский вопрос лежит в основе ключевых интересов Китая.
Родство душ в китайском саду
Визит президента Франции завершился в южно-китайском Гуанчжоу. Макрон, в частности, посетил местный университет, где его с энтузиазмом встретили студенты. Разомлевший под теплым солнышком Макрон с явным удовольствием внимал приветственным возгласам молодежи. У себя на родине он вынужден прислушиваться к совсем другим крикам за окнами Елисейского дворца.
Затем вместе с прибывшим в Гуанчжоу Си Цзиньпином Макрон совершил прогулку по традиционному китайскому саду, при этом неспешно беседуя с председателем КНР. В одном из павильонов два лидера послушали традиционную мелодию, история которой символизирует "родство душ двух друзей" — композицию "Высокие горы и текущие воды" ("Гаошань люшуй"), исполняемую на струнном цине. Как сообщило Центральное китайское телевидение, главы государств во время прогулки "любовались пейзажем, пили чай, беседовали о прошлом и настоящем". А остальные итоги визита Макрона воплотились в совместном китайско-французском заявлении, которое нужно признать новым успехом китайской дипломатии. И французской, наверное, тоже.