21 АПР, 09:15

Первый парашютист СССР: какое влияние на развитие ВДВ оказал Леонид Минов

ХАЗАНОВ Дмитрий
Член Ассоциации историков Второй мировой войны, кандидат технических наук

Дмитрий Хазанов — о советском летчике и пионере парашютизма

Молодое советское государство после окончания Гражданской войны фактически не имело ни своей авиации, ни авиапромышленности. В рамках решения этих задач осенью 1932 года руководство страны указало Центральному совету Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахим) основное внимание сосредоточить на военной подготовке комсомольцев, воспитать сотни и тысячи летчиков, планеристов и парашютистов. Среди подвижников и энтузиастов, которые первыми овладели заявленными специальностями и впоследствии обучали последователей, значимое место занимает Леонид Минов — первый парашютист Советского Союза.

Три войны

Он родился 23 апреля 125 лет назад в городе Двинске Витебской губернии Российской империи (ныне город Даугавпилс на территории Латвии) в довольно обеспеченной семье. Окончив местное коммерческое училище, молодой парень ушел добровольцем на Первую мировую войну. Во время Гражданской войны он пополнил ряды красноармейцев и горячо поддерживал начавшиеся широкие преобразования.

После окончания в 1920 году Московской школы летчиков-наблюдателей на свою уже третью войну — советско-польскую — Минов ушел полноправным авиатором. Затем он также окончил военную школу летчиков в Зарайске и в Москве. При этом в столице он работал инструктором, а вскоре его повысили и до руководителя летной части первой Московской высшей школы военных летчиков. В середине 1920‑х годов Леонид Минов по праву считался одним из самых образованных и знающих пилотов, в связи с чем руководство страны отправило его во Францию в качестве авиационного атташе при торговом представительстве СССР. Завершив эту поездку, он вернулся к привычной работе в летной школе.

Командировка в США

Однако недолго Минов пробыл в родном государстве — было решено командировать его за океан для сбора информации о подготовке американских летчиков к прыжкам с парашютом.

Первый парашют был изобретен еще в 1912 году, причем патент получил русский офицер и чиновник Глеб Котельников. Ранцевое изделие работало отлично, но тем не менее, как это часто бывало, его долго не могли оценить по достоинству на родине. С началом Первой мировой войны к теме парашютов вернулись, но российские пилоты посчитали их слишком неудобными и отказались от их использования. Парашюты передали аэронавтам — экипажам привязных аэростатов.

Тем не менее жизнь не стояла на месте, и в 1921 году в ленинградской воздухоплавательной школе все же приступили к регулярным тренировочным прыжкам, но несчастный случай, произошедший, согласно историческим документам, из-за разрыва состарившегося парашюта, надолго затормозил развитие отечественного парашютизма. А так как собственных парашютов страна тогда не производила, то было решено закупать их за рубежом.

Американский изобретатель Лесли Ирвин убедил многих специалистов из разных стран, что его парашют, укладывающийся в мягкий ранец, хотя и недешев (немецкие образцы стоили примерно вдвое меньше), но надежнее и безопаснее иных. СССР закупил в Штатах около 600 парашютов по $600 за штуку, что было очень дорого по тем временам.

В конце 1920‑х годов в СССР о парашютизме все еще знали крайне мало, требовалось во чтобы то ни стало в сжатые сроки догнать США и другие передовые западные страны в этом направлении. Так, Минову в его командировке предстояло побывать на заводе "Ирвин", где производили эти парашюты и другое авиационное снаряжение. Несколько дней наш летчик буквально жил на предприятии, дабы не упустить какой-либо нюанс при производстве парашютов. Высокая профессиональная подготовка советского гостя и его хорошее знание английского (в дополнение к французскому) облегчали коммуникацию (переводчика не требовалось), и в результате Минов смог договориться не только о закупке партии парашютов, но также о приобретении патента на их производство в СССР.

Минов не только собирал информацию, изучал конструкцию и технологию производства парашютов, но и лично совершал прыжки в США. 13 июня 1929 года он реализовал первый свой прыжок в Буффало с высоты 500 м, на следующий день — второй. Третий прыжок советский гость выполнил 7 июля на Калифорнийских соревнованиях парашютистов, где занял 3-е место, приземлившись в 35 м от центра круга.

Настоящим удостоверяется, что гражданин СССР Л.Г. Минов прошел курс обучения по инспекции, уходу, содержанию и употреблению парашютов, изготовленных парашютной компанией "Ирвин"

Из справки к диплому парашютиста (переведено с английского языка)

Рождение ВДВ

После возвращения Леонида Минова из США на основе его доклада в СССР начали возводить завод по производству парашютов. Сам же он принял участие, например, в организации в Научно-испытательном институте (НИИ ВВС) парашютной службы и стал первым в Советском Союзе инструктором по парашютной подготовке. Также была создана небольшая лаборатория — парашютная мастерская. Всех энтузиастов парашютного дела в НИИ ВВС тогда уважительно именовали "прыгунами".

Во время учебных сборов в Воронеже на базе 11‑й авиационной бригады Минов рассказал подробнее летчикам и другим членам экипажей о парашютах, а также продемонстрировал их возможности. Вскоре после этих сборов была отобрана группа для прыжков с самолета, а Минову поручено продемонстрировать (после соответствующей подготовки) выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории условного противника. Учения состоялись 2 августа 1930 года — именно эта дата стала впоследствии Днем Воздушно-десантных войск РККА. Два подразделения по шесть человек совершили прыжки с парашютом — первым руководил сам Леонид Минов.

Когда под самолетом проплыли последние избы хутора, поднимаю руку над головой, даю команду: "Внимание, приготовиться!" Еще несколько мгновений — и, крикнув "Пошел", первым выбрасываюсь из кабины. Вслед за мной буквально высыпаются все десантники. С резкими хлопками раскрываются и повисают в воздухе шесть белоснежных парашютов. Приземлилась группа достаточно кучно, почти в центре площадки

Леонид Минов Из книги "Отечества крылатые сыны"

С мая 1933 года центр подготовки парашютистов переместился в подмосковное Тушино, где при управлении Осоавиахима начала работать Высшая парашютная школа. Во многих городах СССР в местах массового отдыха появились парашютные вышки, парашютизм стал одним из любимых видов досуга у молодежи. Вскоре он прочно занял лидирующие позиции в мире не только по массовости, но и по количеству зарегистрированных мировых рекордов.

Спустя пять лет после воронежских учений 12–15 сентября под руководством командарма 1-го ранга Иона Якира состоялись киевские маневры. Их целью была проверка жизнеспособности разработанной в СССР теории глубокой операции, основанной на использовании танков и авиации, — проникающим ударом поразить оборону противника на всю ее глубину, разгромив даже расположенные в десятках километров за фронтовыми войсками оперативные резервы. Важная роль в этих "Больших маневрах" (так часто их называли неофициально) уделялась воздушным десантам, которым ставилась задача дезорганизовать тыл неприятеля.

Кроме руководства РККА и некоторых партийных деятелей, на маневрах также присутствовали военные наблюдатели из Франции, Италии и Чехословакии. Иностранцы отмечали, в частности, что еще недавно в СССР не было и десятка подготовленных десантников, а теперь уже стали формироваться полки и бригады, способные решать как тактические, так и оперативные задачи. Вся операция по выброске 1 188 парашютистов с личным оружием была проведена организованно, по графику и заняла менее двух часов.

В жерновах большого террора

Ко времени проведения киевских маневров Леониду Минову уже присвоили звание "Мастер советского планеризма" за "выдающийся полет на дальность (41 км) с использованием облачного фронта" и за успешное руководство IX Всесоюзным планерным слетом (проходил на хребте Узун-​Сырт в Крыму — гора Клементьева у Коктебеля в 1933 году), на котором установили семь мировых и пять всесоюзных рекордов.

Минов также являлся автором нескольких разработок в области планеризма — катапульты для запуска планеров в небо, системы автостарта для взлета планеров при различной силе ветра, — а также добился ряда усовершенствований в парашютном деле. 10 августа 1934 года ЦС Осоавиахима СССР выпустил постановление о присвоении ведущим парашютистам почетного звания "Мастер парашютного спорта"; отмечая большие заслуги комбрига, удостоверение и значок №1 торжественно вручили Леониду Минову. 4 мая 1935 года он также был награжден орденом Ленина "за большой вклад в развитие авиации и воздухоплавания в стране".

Тем не менее отличные результаты и даже поддержка высоких чинов не уберегли деятелей ВВС от большого террора. Так, злую шутку с энтузиастами в этой сфере сыграла благосклонность начальника вооружений РККА маршала Михаила Тухачевского и начальника ВВС Якова Алксниса — их объявили врагами народа, а их протеже подвергли глубоким проверкам с разного рода последствиями.

Комбриг Леонид Минов долго не попадал в "жернова" репрессий, но 9 июля 1941 года парашютиста №1 все же арестовали и осудили за контрреволюционную деятельность сроком на семь лет тюрьмы и семь лет ссылки. Он сначала был отправлен в пересыльный лагерь на реке Печора, затем переведен в лагпункт Сыня в Республике Коми, а позднее — на спецэнергопоезд (мобильную электростанцию) в системе Северного железнодорожного исправительно-трудового лагеря.  

На свободу первый в истории СССР мастер парашютного спорта вышел только в 1956 году. В марте следующего года Леонида Минова реабилитировали, восстановили в звании полковника ВВС, в правах на награды и ношение мундира. Он возобновил занятия любимым делом (с учетом состояния здоровья и возраста), работал руководителем Федерации авиационного спорта Москвы. Скончался он в Москве 19 января 1978 года, а через год Центральный комитет ДОСААФ СССР учредил всесоюзные соревнования на Кубок памяти Леонида Минова.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru