21 АПР, 13:40

Оскал волка-одиночки. С чем связаны нападения на японских политиков

ВЕНГЕРСКИЙ Дмитрий
Корреспондент представительства ТАСС в Японии

Дмитрий Венгерский — о тревожной ситуации с обеспечением безопасности в Японии в отношении первых лиц

15 апреля в Японии стартовали министерские встречи стран Группы семи (G7) в преддверии майского саммита объединения в Хиросиме. Однако главной новостью этого дня стал взрыв, который прогремел в непосредственной близости от японского премьер-министра Фумио Кисиды в ходе его публичного выступления в городе Вакаяма на западе страны.

Бомбист и стрелок

Нападение на главу правительства, как сообщили правоохранительные органы, устроил 24-летний безработный Рюдзи Кимура, кинувший в сторону Кисиды предмет цилиндрической формы, похожий на запаянный с двух сторон кусок стальной трубы, который затем взорвался. Нападавшего задержали стоявшие в толпе люди и полицейские. От взрыва бомбы незначительно пострадали два человека. Глава правительства был поспешно эвакуирован в местное полицейское управление. Во время ареста у Кимуры был обнаружен нож, а также еще одна самодельная бомба.

Произошедшее перекликается с убийством экс-премьера Синдзо Абэ в июле 2022 года, которого во время выступления на предвыборном митинге застрелил в спину бывший военный моряк Тэцуя Ямагами. Он использовал при этом многоствольное стрелковое устройство собственного изготовления. Нападавший был арестован охраной политика на месте преступления, Абэ доставили в больницу, сделав ему переливание крови. Врачи на протяжении нескольких часов боролись за его жизнь, однако спасти бывшего премьера не удалось.

Охота на волков

В результате проведенного расследования по происшествию с Абэ японские власти пришли к выводу, что одним из факторов того, что нападение осуществилось, стали изменения в расстановке правоохранителей непосредственно перед выступлением политика. Из-за этого не удалось обеспечить охрану позади от места выступления, откуда беспрепятственно подошел преступник.

Убийство Абэ привело к отставке руководителя Главного управления полиции Японии Итару Накамуры, который на своей прощальной встрече с журналистами пообещал, что система обеспечения безопасности в стране будет фундаментальным образом пересмотрена. В связи с этим в ноябре 2022 года власти Японии выделили около 2,2 млрд иен (порядка $16,3 млн) на повышение возможностей местной полиции по защите высокопоставленных лиц. Эти средства были направлены на закупку новых беспилотных летательных аппаратов, которые позволят оценивать с воздуха происходящее на необходимой территории. Полицейские также получили дополнительный бюджет на установку пуленепробиваемых стекол и использование технологий искусственного интеллекта, которые в автоматическом режиме будут обнаруживать подозрительных людей.

Тем не менее главной проблемой предотвращения нападений на политиков остается сама природа этих преступлений. В японских СМИ подобных злоумышленников прозвали волками-одиночками за их отчужденность от общества и способность самостоятельно реализовывать все этапы своих планов. Ямагами и Кимура, как сообщала полиция, изготовили оружие в домашних условиях и не полагались на подельников, а также не рассчитывали сбежать с места нападения — так, их замыслы были известны только им. Уточнялось, что они также не состояли в преступных организациях и не фигурировали в архивах полиции ранее.

Изучив обстоятельства инцидента с Абэ, сотрудники японских служб безопасности в январе текущего года провели учения по предотвращению покушений на высокопоставленных лиц. Однако нападение на Кисиду продемонстрировало, что увеличение бюджета и отработка методов защиты не смогли оградить действующего главу правительства от нападавшего, которому удалось кинуть бомбу в непосредственной близости от премьер-министра. Эксперты отмечают, что ключевым фактором спасения Кисиды стала нерасторопность бомбиста, выделившего слишком много времени между поджогом и взрывом, в течение которого охранники смогли эвакуировать политика на безопасное расстояние. При другом стечении обстоятельств бомба могла взорваться прямо под ногами Кисиды.

Убийство ради внимания?

Возвращаясь к убийству Абэ, неожиданным аспектом нападения на экс-премьера стало осуществление изначальных целей Ямагами, ради которых он пошел на преступление. В ходе допросов стрелок заявил, что убил Абэ, поскольку был уверен в его связях с религиозной организацией "Церковь объединения". Тогда как мать Ямагами была фанатичной сторонницей этой структуры и пожертвовала ей практически все свое состояние, чем привела семью к банкротству.

Впоследствии было доказано, что с "Церковью объединения" действительно поддерживали контакты многие представители верхушки правящей в Японии Либерально-демократической партии. Вспыхнувший из-за этого скандал привел к обвалу рейтинга поддержки правительства, ряду громких отставок и началу расследования в отношении религиозной структуры. Помимо этого, в стране был в срочном порядке принят закон о защите людей, испытывающих трудности из-за вымогательств под видом пожертвований.

В свою очередь, Кимура, по данным агентства Киодо, пытался выдвинуть свою кандидатуру на выборах в верхнюю палату парламента в июле прошлого года. Однако он не соответствовал необходимым требованиям, в частности, не достиг установленного для этого возраста — 30 лет и не смог внести обязательный залог в размере 3 млн иен (примерно $22 тыс.). Кимура также писал в социальных сетях, что в Японии парламентские мандаты якобы передаются по наследству, в то время как простые граждане не могут заниматься политикой. Стоит упомянуть, что дед и отец Кисиды действительно были депутатами парламента, а его прапрадед занимал должность мэра Хиросимы.

Можно предположить, что Кимура знал о фактическом успехе действий Ямагами и решил воспроизвести его стратегию ради реализации собственных замыслов. В этой связи многие эксперты отмечают, что предстоящий саммит G7 может привлечь внимание других японских злоумышленников из-за большого числа высокопоставленных участников, нападение на которых гарантированно вызовет международную огласку.

Меньше месяца

Взрыв вблизи действующего премьера Японии, конечно, незамедлительно спровоцировал острую реакцию японских властей. Уже в день инцидента усиленные меры безопасности были введены в городе Каруидзава, выбранном в качестве места проведения переговоров глав МИД стран G7. Так, на центральном городском вокзале были выставлены полицейские патрули. В дополнение к этому администрация Каруидзавы закрыла доступ к связанным с мероприятием территориям, куда и так можно было попасть только по пропускам. 16 апреля перед еще одним публичным выступлением Кисиды в префектуре Оита на юго-западе Японии были выставлены заградительные барьеры. Сотрудники полиции начали проверять сумки собравшихся, а также проводить осмотр периметра с крыш домов.

После нападения Кисида публично пообещал, что японские власти сделают все возможное для максимальной защиты высокопоставленных зарубежных гостей. Эту линию 19 апреля продолжил генеральный секретарь японского кабинета министров Хирокадзу Мацуно, назвавший безопасное проведение саммита обязанностью Токио. По его словам, правительство дало указание увеличить число патрульных, а также усилить надзорные меры на предстоящих мероприятиях. Кроме того, в усиленный режим несения службы перешла береговая охрана Японии, сотрудники которой в дни саммита будут вести активное дежурство в водах у Хиросимы и призывать гражданские суда не появляться в этом районе без необходимости.

Тем не менее до старта переговоров в Хиросиме остается меньше месяца, и у японских властей, считают эксперты, уже нет возможности для кардинального улучшения мер в области предотвращения инцидентов. Между тем возможное нападение на участников саммита не только станет свидетельством несостоятельности Японии в сфере безопасности, но и непременно ударит по авторитету страны на международной арене. По этой причине стоит ожидать, что Токио направит все имеющиеся ресурсы на выявление признаков активности волков-одиночек.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги