2 ИЮН, 14:05

Торговля справляется: как российский ретейлер смог удержать позиции

КАРАВАЕВ Игорь
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

Игорь Караваев — о том, как прошлый год показал важность снижения барьеров для эффективной работы отрасли

Российская розничная торговля умеет адаптироваться к самым сложным внешним вызовам, и опыт прошлого года еще раз это доказал. Отрасль пережила идеальный шторм — единовременно разрушились логистические маршруты, с рынка ушли крупные зарубежные поставщики, прекратился ввоз различного оборудования. Но катастрофы не произошло.

Ретейлерам удалось довольно быстро заново отстроить необходимые цепочки, восполнить десятки тысяч позиций, ушедших с рынка, и не допустить дефицита ни в одной из товарных категорий. Государство, в свою очередь, обеспечило системную антикризисную поддержку торговли по трем направлениям: финансовая, снижение барьеров и точечные решения, улучшающие работу товаропроводящей цепи.

Замещение полным ходом

Санкционный кризис совпал по времени с технологической зрелостью российского розничного рынка. Ассортимент ушедших зарубежных производителей торговые сети заменили аналогичными российскими товарами, а также увеличили географию импорта, пополнив полки продукцией из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии и других дружественных государств. Кроме того, ретейлеры сумели оперативно наладить работу с малыми поставщиками из регионов — доля локальных предприятий на полках торговых сетей выросла в среднем на 20% и достигла почти половины в ассортименте магазинов. Тем самым ускорилось импортозамещение: сегодня уже более 90% товаров продовольственных сетей занимают российские продукты. 

При этом торговые сети вывели на рынок более 5 тыс. наименований новых товаров под собственными марками, причем рост спроса на СТМ (собственные торговые марки) наблюдался как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте: бытовая техника, косметика, детские товары, предметы личной гигиены. Спрос на собственные торговые марки вырос почти в каждом сегменте, а доля СТМ в продажах продовольственных ретейлеров превысила исторический рекорд в 20%. Всего же, по данным NielsenIQ, за 2022 год в FMCG-секторе (товары повседневного спроса) появилось 64 тыс. новых наименований.

Наряду с наполнением магазинных полок велась работа над ценовой доступностью. В ассортименте ретейлеров выросла доля товаров в нижнем и среднем ценовом сегментах. Также розничные сети как минимум вдвое (а в ряде случаев до нуля или отрицательного значения) снизили наценки на социально значимые товары. В перечень входят такие базовые для россиян товары, как мясная, рыбная и молочная продукция, макароны, овощи борщевого набора, хлеб и другие.

При этом стоит отметить, что по итогам 2022 года уровень продовольственной инфляции — 10,29% — оказался заметно лучше прогнозов (в том числе и Минэкономразвития — ожидалось, что стоимость товаров в России к концу 2022 года увеличится на 13,2% по сравнению с декабрем 2021 года), в том числе благодаря ответственной ценовой политике сетей.

Беспрецедентная поддержка

Что помогло торговле спасти ассортимент, цены и бизнес в целом? Во-первых, крайне интенсивная и кропотливая работа, а во-вторых — своевременная и адекватная поддержка регуляторов. Пакет антикризисных мер был беспрецедентным, как и сам кризис. Но главное — он был нацелен на максимальное снижение ограничений и барьеров для бизнеса. Торговля попала в число отраслей, получивших субсидирование процентных ставок и возможность использовать льготные кредиты на выплату зарплат, аренду и логистику. Отсрочки по уплате страховых взносов и налога на прибыль, упрощенное декларирование, мораторий на плановые проверки снизили административную, физическую и моральную нагрузку на бизнес. Легализация параллельного импорта позволила смягчить последствия санкций и создала возможность адаптироваться и торговле, и поставщикам, и потребителям.

Вся эта работа принесла свои плоды. Ретейл продолжил активно развиваться: в 2022 году только продовольственные крупные сети — члены АКОРТ суммарно открыли более 5 тыс. новых торговых точек. Меры поддержки дали торговле необходимые ресурсы не только для оперативной перестройки бизнес-процессов, но и для продолжения исполнения добровольных обязательств по сохранению на высоком уровне товарных запасов, по сглаживанию ценовых скачков и по укреплению собственных инвестиций в сниженные цены на социально значимые продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости.

Удержать достижения

Удастся ли торговле удержать прошлогодние достижения? Главным вызовом для ретейла в 2023 году остается сдержанный спрос. Оборот розничной торговли сократился по итогам года на 6,7%, в основном за счет непродовольственных товаров, продажи которых снизились на 11,1%. Такая же динамика сохранялась, например, и в январе текущего года. И хотя весенние праздники и длинные выходные в мае показали оживление спроса, пока все же наблюдается общая сниженная динамика потребления. Покупатели приспосабливаются к текущим экономическим условиям, но все еще предпочитают откладывать крупные покупки на потом, фокусируясь в первую очередь на продуктах первой необходимости.

На фоне общего потребительского тренда на экономию можно предположить, что конкуренция сетей за покупателя будет усиливаться, а вместе с ней — расти инвестиции торговли в цены и технологии, помогающие снизить издержки. Продолжит увеличиваться доля локальных товаров на полках — при усложнившейся логистике с зарубежными рынками более эффективно работать с местными поставщиками, помогать развитию фермерских хозяйств для максимального импортозамещения ассортимента.

Главное — без резких изменений

Востребованность текущих мер государственной поддержки для торговли остается высокой. При этом крайне важно не создавать новых регуляторных барьеров, которые могут нарушить баланс отношений со всеми участниками продовольственной цепочки. Ведь возрастающие затраты участников рынка напрямую отражаются на цене товаров, а сложности с поставками — на наполняемости полок в магазинах.

В условиях санкционного давления все законодательные новации требуют более тщательной оценки воздействия на потребителей, торговлю, поставщиков и государство, чьи контрольные издержки от новых законов тоже возрастают.

Опыт 2022 года стал еще одним ярким подтверждением, что саморегулирование, снижение барьеров, поддержка регуляторов и добросовестная рыночная конкуренция — это лучшие способы удержать доступные цены и увеличить число российских брендов на полках.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги