Два победителя на одних выборах? В Индии подвели итоги голосования
Евгений Пахомов — о результатах индийских выборов и проблемах для Нарендры Моди
От всеобщих парламентских выборов в Индии сюрпризов не ждали. Предполагалось, что премьер-министр Нарендра Моди очередной, третий раз подряд приведет к победе правящий "Национальный демократический альянс" (НДА) во главе с Индийской народной партией ("Бхаратия джаната парти", БДП). Не случайно в преддверии голосования Моди лично призвал граждан идти на выборы под лозунгом "На этот раз более 400!". Речь о том, что власти хотели заполучить более 400 мандатов в нижней палате, где всего 543 кресла.
Понятно, откуда взялась цифра 400: в свое время на выборах 1984 года партия "Индийский национальный конгресс" (ИНК) достигла фантастического результата — 414 мест. Лидеры БДП хотели бы если не превзойти, то добиться такого же результата. А сам Нарендра Моди намеревался повторить рекорд первого премьера Индии Джавахарлала Неру, который до сих пор оставался единственным политиком, занимавшим пост главы правительства республики три раза подряд.
И эта уверенность в успехе вполне понятна. Согласно многочисленным официальным опросам, популярность Моди постоянно росла. В предвыборных интервью политики от правящей партии дружно объясняли всем, насколько Индия при них стала лучше, "а будет еще лучше". Что уж говорить, если за сутки до официального объявления результатов 12 из 12 экзитполов, проведенных влиятельными телеканалами и газетами, предсказывали решительную победу правящей партии и сокрушительное поражение оппозиции.
Но, как только стала появляться первая информация о подсчете голосов из Избиркома, стало ясно: что-то пошло не так. Оппозиционная коалиция I.N.D.I.A. (Indian National Developmental Inclusive Alliance — "Индийский национальный инклюзивный альянс развития"), которую экзитполы поспешили списать со счетов, вдруг продемонстрировала резкий скачок, а "Национальный демократический альянс", напротив, падение.
Итог: как сообщила Избирательная комиссия Индии, НДА во главе с Индийской народной партией Нарендры Моди получил 292 места в нижней палате парламента (Лок Сабха). И ни о каких "более 400 мест" речи уже не идет. Правда, результат, который показал НДА, — больше половины мест и дает право на формирование правительства. Но, для сравнения, на прошлых выборах 2019 года альянс в целом получил 352 места. Еще ощутимее потери БДП: она взяла 240 мандатов, потеряв абсолютное парламентское большинство. А ведь на прошлых выборах партия Моди имела 303 мандата, что позволяло премьеру проводить свою политику, не оглядываясь ни на кого. Теперь же ему придется координироваться с союзниками по коалиции.
Оппозиционное объединение I.N.D.I.A., включающее 28 партий, получило 234 места. Тогда как экзитполы предсказывали не более 130. Лидирующая в коалиции старейшая политическая партия "Индийский национальный конгресс" (ИНК) получила 99 мандатов, увеличив представительство почти вдвое. По итогам прошлых выборов у ИНК было лишь 53 кресла.
Три слона Моди
"Теперь у нас сразу два победителя. И каждый из них уверен, что прошедшие выборы стали для него триумфом!" — иронизирует политический обозреватель Ашок Мишра. Еще до окончательного подведения итогов, как только стало известно, что НДА набрал более половины голосов, Нарендра Моди сообщил, что готов сформировать новое правительство. "Жители страны уже третий раз подряд выражают доверие НДА. Это беспрецедентный момент в истории Индии. Я заверяю соотечественников, что мы будем двигаться вперед с новой энергией, новым энтузиазмом и новыми решениями, чтобы осуществить их чаяния", — заявил Моди. В свою очередь, лидер I.N.D.I.A. Рахул Ганди, выходец из самого известного политического клана Неру — Ганди, не сомневается, что выборы стали победой оппозиции и показали, что "избиратели не хотят, чтобы Нарендра Моди управлял страной". Он поблагодарил индийцев за "первый шаг в защиту демократии и конституции".
Но пока политики говорят об успехах, политологи пытаются понять, что же произошло. "Можно сказать, что правительство Моди держится на трех слонах, один из них, видимо, устал", — считает обозреватель Мишра.
Первый слон — это ставка на индуизм. Нарендра Моди постоянно говорит "о защите традиционных ценностей индуизма и Индии". При нем религиозный вопрос оказался возведенным в ранг большой политики. Чего стоит закладка храма бога-героя Рамы в городе Айодхья в 2020 году. Премьер лично, несмотря на пандемию COVID-19, заложил первый камень в строительство "величайшего храма". Несмотря на то что это скорее дело брахманов или религиозных лидеров, многим, особенно простым индийцам, такая политика нравится — мол, наш премьер такой же, как и мы.
Второй слон, едва ли не более важный, — это лояльность крупного бизнеса. Правительство БДП и лично Моди сумели заручиться поддержкой ведущих предпринимателей страны прежде всего потому, что бизнес заинтересован в стабильном правительстве. Как объясняют сами бизнесмены, всем надоели парламентские кризисы 1990-х годов, постоянная смена кабинетов и правил игры. Моди им такую стабильность гарантировал, с 2014 года сохраняя большинство в парламенте и всячески поддерживая большой бизнес.
Не случайно, как сообщает газета Business Standard, во вторник, 4 июня, на новостях, что "Бхаратия джаната парти" потеряла по итогам выборов стабильное большинство, Sensex и Nifty (индексы Бомбейской фондовой биржи и Национальной фондовой биржи) резко рухнули. Индекс BSE Sensex упал более чем на 6 200 пунктов (или 5,74%), до уровня 72 079, а Nifty50 снизился на 1 379 пунктов (или на 5,93%). Правда, уже в среду, 5 июня, когда стало известно, что Моди, вероятно, вновь возглавит правительство, индексы опять выросли.
Искусство договариваться
Третий слон — это та часть индийского общества, в основном молодежь, которая в 2014 году поверила Моди, увидев в нем энергичного лидера нового типа без коррупционных скандалов, который способен решить проблемы страны. А проблем немало, в том числе безработица среди молодых людей (по данным правительственного исследования от 2023 года, этот показатель среди индийцев в возрасте от 20 до 24 лет составляет 44,9% по сравнению с общим уровнем безработицы в 8,7%). А еще инфляция, рост цен, проблемы в сельском хозяйстве, вызвавшие массовые протесты фермеров.
"Индия демонстрирует впечатляющие цифры экономического роста, до 7% в год. Но это как-то касается господ Адани и Амбани (семьи богатейших индийских бизнесменов — прим. авт.), они становятся богаче. А господин Мишра как-то беднее", — отмечает обозреватель Ашок Мишра. Он считает, что результаты выборов указывают на отток от Моди бывших сторонников, которые ждали от него решительных мер для борьбы с этими проблемами. И теперь придется договариваться с теми, кто стал от него отходить. А это вовсе не простая задача. По оценкам финансовой и инвестиционной компании Natixis, Индия должна создать не менее 115 млн рабочих мест к 2030 году, чтобы поддержать темпы роста экономики.
Договариваться на третьем сроке премьер-министру придется не только с избирателями, но, что еще важнее, со своими будущими партнерами по коалиции, поскольку его партия не набрала абсолютного большинства. "Для Индии коалиционные правительства не новость. Мы к этому привыкли. С 1990-х годов у нас было несколько коалиционных кабинетов. Главный вопрос, сможет ли господин Моди работать в команде, в рамках коалиционного правительства. Он привык управлять один. Моди — очень жесткий, даже авторитарный политик. И не всем это нравится", — сказал мне один известный обозреватель на условиях анонимности.
"Можно не сомневаться, что сейчас за кулисами начнется перетягивание каната между властями и оппозицией, переговоры, переманивание политиков к себе, раздача постов и обещаний, чтобы поднять число своих мандатов", — считает он.
Словом, как полагают эксперты, политическая жизнь в Индии теперь обещает быть заметно интереснее.