"Вернуть родину": что стояло за попыткой переворота в Боливии
Елена Кондратьева — о возможных причинах мятежа и амбициях политиков латиноамериканской страны с крупными запасами лития
С момента, когда боливийский генерал Хуан Хосе Суньига пришел к президентскому дворцу в Ла-Пасе и пообещал "вернуть родину", прошло несколько дней. Государственного переворота не случилось — военные и техника покинули площадь в тот же день. Но проблемы для президента Боливии Луиса Арсе не закончились.
26 июня экс-президент Боливии Эво Моралес, в правительствах которого Арсе проработал министром экономики более 12 лет, первым обвинил бывшего командующего армией Суньигу в попытке госпереворота и призвал наказать всех причастных. К выходным риторика бывшего главы государства изменилась — теперь он обвиняет Арсе во лжи. По его версии, тот вступил в сговор с Суньигой, чтобы передать власть военной хунте во главе с генералом и посадить Моралеса. Зачем? Как убежден бывший глава государства, чтобы не допустить его возвращения к власти.
Отношения между Моралесом и Арсе, который шел на выборы в 2020 году как его политический наследник, испортились уже давно. Экс-президент пытался влиять на правительство и политику действующего главы государства, который в свою очередь демонстрировал все большую независимость. В июне прошлого года Моралес даже помог оппозиции голосами в парламенте для того, чтобы сместить главу МВД Карлоса дель Кастильо. Арсе тогда подчинился решению законодательного органа, а затем переназначил министра на ту же должность.
Сейчас между Моралесом и Арсе развернулась борьба за выдвижение в качестве кандидата в президенты от партии "Движение к социализму". Конституция запрещает бывшему главе государства переизбираться на новый срок, но Моралес уже не в первый раз не признает это правило и заявил, что намерен участвовать в выборах в 2025 году. Арсе, у которого сейчас только первый президентский мандат, тоже хотел бы стать кандидатом от "Движения к социализму".
Если бы на фоне попытки госпереворота произошло национальное единение вокруг Арсе, очевидно, это бы ударило по личным амбициям Моралеса, который уже дал понять, что не готов пожертвовать ими ради партии. Поэтому то, что экс-президент стал звучать как представители правой оппозиции, также пытающиеся подорвать доверие к Арсе, удивляет не сильно.
События 26 июня
Госпереворот, активная часть которого продлилась около трех часов, действительно выглядел несколько странно. После 14:00 по местному времени (21 час по Москве) стали появляться сообщения, что пара сотен военных с техникой находятся на главной площади Ла-Паса, вокруг которой расположены правительственные здания. Затем Арсе написал в соцсети X (ранее Twitter) о "неуставных движениях ряда подразделений вооруженных сил" и призвал чтить демократию. После этого события стали развиваться стремительно. Моралес заявил о попытке госпереворота во главе с Суньигой, сам находившийся на площади генерал объявил, что скоро у Боливии появится новое правительство, и потребовал освободить "политзаключенных" — бывшую исполняющую обязанности президента Жанин Аньес (осужденную на 10 лет по делу о госперевороте, в результате которого в отставку в ноябре 2019 года подал Моралес) и экс-губернатора провинции Санта-Крус Луиса Фернандо Камачо (задержанного в декабре 2022 года по обвинению в террористической деятельности).
Кадры становились драматичнее — в здание президентского дворца въехала бронемашина, на площади стали распылять слезоточивый газ против граждан, стягивающихся для поддержки президента. Сам Арсе тоже вышел к военным и потребовал разойтись, но Суньига отказался подчиняться главнокомандующему. Однако уже спустя три часа после начала захвата площади президент Боливии привел к присяге новое военное руководство, которое вновь потребовало военных покинуть улицы. И они это сделали. Площадь заполнили сторонники действующего правительства, к которым с балкона с благодарностью обратился Арсе. Попытку госпереворота осудила и Аньес, и Камачо, и лидер крупнейшей в парламенте оппозиционной партии "Гражданское общество" Карлос Меса.
Суньига был вскоре задержан. Но во время своего задержания он и успел сделать те самые заявления, после которых ранее осудившие попытку госпереворота стали говорить о постановочном характере событий 26 июня. Генерал сказал, что общался с Арсе за несколько дней до этого и глава государства попросил его помочь повысить популярность на фоне проблем в экономике из-за падения доходов от экспорта и кризиса с нехваткой топлива.
Правительство Боливии опровергло утверждения Суньиги. Да и показания других участников и свидетелей попытки госпереворота пока не подтверждают эту версию. Как рассказал на пресс-конференции глава МВД, Суньига на площади пытался переманить на свою сторону командующего полицией Боливии, что больше похоже на реальную попытку захватить власть, а не на поднятие рейтинга действующего руководства.
Как пишет газета El Deber, бывший командующий ВВС Боливии Марсело Сегарра в ходе допроса рассказал, что Суньига перед началом своего похода собрал нескольких военных и сказал им, что "пришло время брать власть" и что он станет президентом. По словам главы МВД, сам генерал на допросе после задержания сказал, что его план не удался, потому что подкрепления не прибыли вовремя.
Непонятно, каким в принципе мог быть план, если Суньига, мол, действовал в интересах Арсе и не собирался захватывать власть. Президент действительно получил поддержку со стороны международного сообщества, боливийского общества и даже оппозиции, но что от этого получало бывшее военное руководство и как Суньига планировал остаться на свободе? Почему он "разоблачил" президента при первой же возможности, если это и был их план?
В то же время интересы тех, кто теперь настаивает на постановочности, понятны. У Арсе в условиях отсутствия единого кандидата от оппозиции есть шансы на переизбрание в следующем году, и его оппонентам — как внутри правящей партии, так и в рядах оппозиции — выгодно его дискредитировать.
Внешнее влияние
Если отбросить версию с постановкой, то у Суньиги были свои причины восстать против правительства. Накануне ему объявили об увольнении с поста командующего вооруженными силами. Причиной стало интервью, в котором Суньига назвал неприемлемым возвращение Моралеса к власти, и заявил о готовности в случае необходимости его арестовать. Действующее правительство Боливии посчитало, что генерал перешел границу дозволенного, и вечером 25 июня ему сообщили об отставке.
Да и в целом, попытка вмешательства военных в политику не что-то новое для Боливии. В 2019 году после выборов президента, победу на которых одержал Моралес, и вспыхнувших после этого протестов вооруженные силы Боливии призвали на тот момент главу государства уйти в отставку, что он и сделал, затем покинув страну.
Не исключено и внешнее влияние. Сам Суньига в день госпереворота сказал командующему полиции, что у него есть поддержка других стран. Конечно, это мог быть блеф, но все же власти Боливии решили проверить эту версию. И основания полагать, что у неких внешних игроков было желание вмешаться в боливийскую политику, есть.
Боливия — обладатель крупнейших запасов лития. И, например, США открыто говорили о своем интересе к этим запасам. В январе 2023 года глава Южного командования ВС США генерал Лора Ричардсон сказала, что влияние Соединенных Штатов в Латинской Америке является темой национальной безопасности из-за имеющихся там ресурсов, в частности литиевого треугольника, в который входят Боливия, Чили и Аргентина. Правительство Арсе неоднократно заявляло, что открыто к сотрудничеству в разработке месторождений с компаниями из любых стран, однако последние крупнейшие тендеры получили компании из Китая и России.
Кроме того, Арсе демонстрирует суверенную внешнюю политику, не поддаваясь давлению Вашингтона. В июне 2024 года он принял участие в Петербургском международном экономическом форуме и провел переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным. По возвращении президент Боливии объявил, что Россия поможет стране в поиске поставщиков топлива для решения проблемы с перебоями со снабжением.
Совпадение ли, что 24 июня, за два дня до попытки госпереворота, МИД Боливии вызвал поверенную в делах США Дебру Эвию, чтобы выразить недовольство действиями сотрудников посольства, которые власти южноамериканской страны расценили как вмешательство во внутренние дела, не уточнив открыто, о чем конкретно идет речь. Чуть раньше министр экономики Боливии Марсело Монтенегро на фоне протестов из-за проблем со снабжением топливом также заявил, что посольство США и ряд других дипломатических представительств готовят "мягкий государственный переворот".