Франция в поисках премьера: к чему привели досрочные выборы
Дмитрий Горохов — о сложившейся ситуации во внутренней политике Пятой республики на фоне отъезда Эмманюэля Макрона в Вашингтон
Президент Франции Эмманюэль Макрон не стал менять свой график, несмотря на неудачный для правящей коалиции исход досрочных выборов. Он отбыл на вашингтонский саммит НАТО в тот день, когда депутаты "Нового народного фронта", ставшего по итогам голосования ведущей силой оппозиции, собрались на свою первую встречу в новом статусе, чтобы обсудить план дальнейших действий.
Тем временем в левом альянсе недовольны тем, что президент не привлек "Новый народный фронт" к управлению страной, а оставил у власти в качестве "временного премьер-министра" Габриэля Атталя, возглавляющего президентскую коалицию "Вместе за республику".
По итогам переговоров левых активист партии "Неподчинившаяся Франция" Адриан Каттенан призвал в социальных сетях организовать "большой народный марш" к правительственной резиденции — Матиньонскому дворцу, чтобы "заставить Макрона уступить". "Мы требуем от президента республики поручить управление страной "Новому народному фронту", — заявил один из руководителей блока, лидер Французской компартии Фабьен Руссель в интервью телеканалу TV5. Тем не менее сами левые не смогли согласовать кандидатуру на пост премьер-министра и продолжают переговоры.
Президент в разъездах, парламент в нетерпении
На чертежном столе много гипотез. "Надо найти того, кто сможет успокоить ситуацию, — советуют эксперты. — Чтобы получить мандат на управление, необходима как можно более консенсусная фигура".
Тем временем появились самовыдвиженцы. "Я готов занять должность премьер-министра", — заявил первый секретарь Социалистической партии 55-летний Оливье Фор. Он возглавляет партию с апреля 2018 года и делает ставку на широкий альянс левых. Одновременно готовность партии "Неподчинившаяся Франция" выдвинуть собственного кандидата высказал ее координатор Манюэль Бомпар. Но национальный секретарь Соцпартии Пьер Жуве предостерег своего коллегу от конкуренции: "Чтобы управлять, премьеру надо быть приемлемым для президента республики, который никогда не согласится на представителя "Неподчинившейся Франции". Премьером поэтому может стать только социалист".
При этом, конечно, в радикальной левой партии "Неподчинившаяся Франция" предпочитают собственную кандидатуру. Ее основатель 72-летний Жан-Люк Меланшон давно претендует на пост главы правительства, но пока не получил поддержки ни от партнеров по "Новому народному фронту", ни даже в рядах самой "Неподчинившейся Франции". В партийных дискуссиях все чаще звучит имя 33-летней Клеманс Гетте, депутата парламента из департамента Валь-де-Марн. Она занимала одно время пост генерального секретаря парламентской фракции "Неподчинившейся Франции", а ныне вместе с Меланшоном возглавляет партийную лабораторию идей "Институт Боэси". Именно Гетте редактировала программу "Общее будущее", с которой Меланшон выступал на президентских выборах в 2022 году. Как эффектный коммуникатор, она считается наиболее консенсусным кандидатом, даже несмотря на свою идейную близость к Меланшону.
Экономические аналитики, однако, констатируют, что программа "Нового народного фронта" труднореализуема, в частности обещание повысить минимальный уровень заработной платы c €1,4 тыс. до €1,6 тыс. в месяц после вычета налогов. Сторонники этой меры считают, что она не только обеспечит социальную справедливость, но также будет стимулировать потребление — мотор экономического роста. Владельцы предприятий, напротив, акцентируют внимание на потерях для экономики, прогнозируя масштабное сокращение рабочих мест. Национальный институт экономической статистики INSEE ожидает, что безработица поднимется к концу года до 7,6%. А благодаря небольшому эффекту Олимпийских игр деловая активность этим летом, как предполагается, вырастет на 0,3%.
Фоторобот оптимального кандидата
Завоевавшая большой авторитет в последней избирательной кампании глава партии экологистов Марин Тонделье составила портрет оптимального кандидата на пост премьера. По ее мнению, он должен удовлетворять четырем требованиям: следовать программе "Нового народного фронта"; быть лидером, способным успокоить и восстановить страну; вызывать единодушие внутри альянса; обладать компетентностью и необходимым опытом для осуществления властных полномочий. При этом, по мнению многих аналитиков, политиков и простых граждан, сама Тонделье могла бы стать идеальным кандидатом, не будь она связана требованием экологистов прекратить строительство АЭС — что скорее является невыполнимой задачей в условиях энергетического кризиса.
Тем не менее, например, заместитель руководителя политической службы информационного телеканала BFMTV Том Сулье все же считает наиболее вероятными кандидатами на пост премьера от "Нового народного фронта" именно Марин Тонделье и Оливье Фора. Война между партией "Неподчинившаяся Франция" и социалистами столь непримирима, что Фор может быть забаллотирован партнерами. В этом случае в списке осталась бы только Тонделье.
В зеркале конституции
Если одна из этих кандидатур устроит президента, левые могут получить пост премьер-министра. "Но как долго продержится этот премьер? — задает вполне логичный вопрос обозреватель газеты 20 minutes Рашель Гарра-Валькарсель. — Окажет ли ему доверие Национальное собрание?"
По закону кандидат в премьеры не обязан просить палату о вотуме доверия, но эту процедуру предписывает традиция. И в 2022 году, и в начале текущего года левые громко осуждали решение, которое приняли сначала премьер Элизабет Борн, а затем ее преемник на посту Габриэль Атталь, пожелавшие выступить с заявлением о своей политике в палате, не проводя голосование о доверии. Впрочем, чтобы пережить такой вотум Национального собрания, абсолютное большинство голосов парламентариев не требуется — достаточно просто получить больше голосов "за", чем "против". Если сторонники Макрона воздержались бы, то высказавшихся "против" от "Национального объединения" и партии "Республиканцы" не хватило бы для свержения правительства.
Согласно французской конституции, правительство под руководством премьер-министра "определяет и проводит политику нации", тогда как президент "обеспечивает посредством своего арбитража надлежащее функционирование государственных властей, а также преемственность государства". Это в теории, но практика несколько отличается от этого. В истории осталась фраза одного из предшественников Макрона на президентском посту Николя Саркози: "Премьер-министр — это сотрудник, патрон — это я".
Конституционалисты настаивают на реформе. Власть в современной Франции выстроена слишком вертикально, полагает историк Патрис Гениффе. Если распределение полномочий не будет пересмотрено, государственную модель Пятой республики ждет закат.
Позвонит ли Макрон?
Спустя три дня после подведения итогов досрочных выборов президент прервал молчание и впервые прокомментировал избрание Национального собрания, в котором ни у одного из политических блоков нет абсолютного большинства мандатов. В письме, которое он адресовал французам в среду, 10 июля, вечером с борта президентского самолета по пути в Вашингтон, Макрон констатировал, что "выборы не выиграл никто". Президент призвал партии работать вместе, чтобы создать прочное большинство. По его мнению, следует дать политическим силам некоторое время, чтобы достигнуть компромиссов в духе взаимного уважения.
Письмо вызвало разноречивую реакцию в политических кругах. Так, руководители левой оппозиции расценили это послание как отказ президента признать результаты выборов. "Эмманюэль Макрон единолично принял решение о роспуске парламента и теперь должен признать последствия, — заявила лидер экологистов Марин Тонделье. — Институциональная логика диктует президенту обратиться к руководителям партий, входящих в "Новый народный фронт", с просьбой предложить ему кандидатуру премьер-министра и состав правительства". "Президент должен принять демократию", — отметила в свою очередь Клеманс Гетте из партии "Неподчинившаяся Франция".
Пресса гадает, кто будет находиться на трибуне рядом с Макроном 14 июля во время торжеств по случаю Национального праздника в 235-ю годовщину штурма Бастилии. Роспуск парламента лишил депутатских мандатов многих членов прежнего кабинета, что предполагает и сложение министерских полномочий. Газета L'Opinion замечает, что "праздник 14 июля не будет похож на прежние". Это явно не только о внешнем оформлении торжества. Елисейские Поля на этот раз заняты под инсталляции для открытия Олимпийских игр и не могут быть задействованы для военного парада. Он пройдет по соседству, на авеню Фош, в облегченном формате — без танков.