Роботизированная экономика: как Китай намерен углублять реформы
Андрей Кириллов — об итогах состоявшегося в Пекине третьего пленума Центрального комитета КПК
Пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 20-го созыва, который прошел в Пекине на прошлой неделе, стал результатом внутрипартийной дискуссии и определил экономический курс второй экономики мира на годы вперед. Стал ли этот курс плодом определенного компромисса не только между китайскими элитами, но и между разными политическими платформами? И если этот компромисс имел место в действительности, то насколько он устойчив?
Форум, которого давно ждали
Третий пленум нынешнего состава ЦК КПК как-то несильно привлек внимание мировой общественности. И действительно: насколько можно судить на данный момент, он не вылился в резкое обострение политической борьбы в китайской верхушке, не выдвинул каких-то зубодробительных лозунгов. Объявленное на форуме удаление бывшего министра иностранных дел Цинь Гана из состава ЦК КПК новостью не стало, поскольку о нем уже было известно заранее. Хотя, впрочем, Цинь Ган назван в коммюнике "товарищем", что, очевидно, означает, что он, несмотря на приписываемую ему внебрачную связь с некоей, мол, журналисткой, все же сохранил партбилет. И это в отличие от бывшего министра обороны Ли Шанфу, а также бывшего командующего ракетными войсками НОАК Ли Юйчао и экс-начальника штаба ракетных войск Сунь Цзиньмина, которых из рядов партии изгнали за предполагаемое взяточничество. Помимо прочего, это открывает возможность для их дальнейшего уголовного преследования. Коррупция в КПК, конечно, считается гораздо более серьезным преступлением, чем супружеская неверность.
Ход пленума не транслировался по телевидению, но, насколько мне известно, никого из зала заседаний не выводили и не выносили, как было, например, в 2022 году с бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао. Словом, особых поводов для хайпа не обнаружилось.
О пленуме писали в основном в связи с тем, что его открытия ожидали еще в октябре — ноябре прошлого года.
По неписаной традиции третьи пленумы посвящаются экономическому курсу страны, в каких-то случаях определяя его на пятилетие между съездами, а в каких-то — на десятилетия. Так, третий пленум 11-го созыва в конце 1978 года, последовавший, соответственно, за 11-м съездом КПК, провозгласил начало политики реформ и внешней открытости и стал исходной точкой отсчета всего реформаторского курса компартии. Благодаря этому курсу страна быстро нарастила экономические мускулы и выдвинулась в топ наиболее могущественных экономик мира.
То, что с проведением форума затянули на несколько месяцев, наблюдатели объясняют продолжительной внутрипартийной дискуссией по экономическим вопросам. В сущности, и это не удивительно: собрались руководящие товарищи, обсудили проблемы — их наличия никто ведь не скрывает — и приняли итоговое постановление. Тем не менее я склонен считать, что нынешний пленум по своему значению сопоставим с третьим пленумом 11-го созыва, открывшим Китаю светлую, хотя и многотрудную дорогу к реформам.
Слушали и постановили
Центральный комитет Коммунистической партии Китая, говорится в итоговом коммюнике, заслушал и принял постановление "О дальнейшем всестороннем углублении реформ, продвижении модернизации в китайском стиле". Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин лично выступил с пояснительными замечаниями по проекту этого документа.
Его содержание в своих основных моментах тоже не стало неожиданностью — о нем было известно по материалам состоявшегося незадолго до пленума заседания Политбюро ЦК, на котором оно подробно обсуждалось. Постановление констатировало, что к 2035 году общими целями дальнейшего всестороннего углубления реформ являются продолжение совершенствования и развития системы социализма с китайской спецификой, а также модернизация системы и потенциала государственного управления Китая.
Все это, подчеркивается в нем, закладывает прочную основу для превращения Китая к середине нынешнего столетия в великую современную социалистическую страну. При этом задачи реформы должны быть выполнены к тому времени, когда Китайская Народная Республика отпразднует в 2029 году 80-ю годовщину своего основания.
И снова о роли рынка
Центральный комитет, указывается в постановлении, уже разработал систематические планы по дальнейшему "всестороннему углублению реформ". При построении социалистической рыночной экономики высокого уровня необходимо лучше использовать роль рынка, создавать более справедливую и динамичную рыночную среду и обеспечивать максимально эффективное и продуктивное распределение ресурсов. В общем, понятно: тем и отличается социалистический рынок от капиталистического. Прежде всего большей справедливостью.
А вот следующий пассаж остался неясен. В нем говорится, что ограничения на рынке будут сняты, а эффективное регулирование будет обеспечено "для лучшего поддержания порядка и устранения сбоев на рынке". Эксперты теперь задаются вопросами: а какие именно ограничения будут сняты и как будет обеспечиваться баланс между рыночной стихией и административным регулированием? Интересно, как это будет происходить на практике.
В постановлении значительное место отводится провозглашенному Си Цзиньпином центральному постулату нынешней политэкономической теории КПК — идее качественного развития. Для ее реализации пленум считает необходимым двигаться к углублению структурных реформ в сфере предложения, совершенствованию механизмов стимулирования и сдерживания для содействия качественному развитию и созданию новых движущих сил для обеспечения экономического роста.
Момент этот действительно важный. Китайская экономика прошла период экстенсивного развития, когда, говоря в общем, строили много и нередко — ради самого строительства, в котором крутились огромные деньги. Слом этого бурного, если не сказать — буйного, китайского экономического роста окончательно обнажился, когда с большим шумом рухнул прежде образцовый инвестиционный гигант — холдинг Evergrande Group, едва ли не крупнейший оператор жилой недвижимости в Китае (на китайском Юге — точно крупнейший). Все в нем соответствовало заданным еще в 1990-е годы параметрам — и регистрация на Каймановых островах, и якобы акционерный характер собственности, притом что на деле холдинг принадлежал китайскому миллиардеру Сюй Цзяиню (известному также как Хуэй Ка Янь).
Под прицелом партии — крупный капитал
Сюй Цзяинь, выходец из провинции Хэнань, член КПК, был председателем совета директоров и по совместительству — секретарем парткома China Evergrande Group, а заодно и вице-президентом Китайской федерации предпринимательства, вице-президентом Китайской ассоциации индустрии недвижимости и почетным президентом Гуандунской федерации благотворительности. Еще в марте 2016 года он стал председателем Evergrande Financial Group — финансового двигателя холдинга.
В сентябре 2023 года Сюй Цзяинь, как сообщалось в китайских СМИ, "был заподозрен в нарушении закона и совершении преступления, и в соответствии с законом к нему были приняты принудительные меры". Вслед за этим Сюю выкатили многомиллионный штраф и пожизненно запретили заниматься торговлей ценными бумагами.
Еще раньше волна государственного гнева накрыла другого китайского миллиардера, тоже выходца из 1990-х, — главу корпорации Alibaba Ма Юня (Джека Ма). Он выступил с критикой финансовой политики страны, потребовав ее изменения в интересах крупных рыночных игроков. Последствия не заставили себя долго ждать — после грандиозного налогового "наезда" и ряда других мер Alibaba Group объявила в марте 2023 года о предстоящем разделе на шесть самостоятельных компаний, которые должны порознь заниматься облачными услугами, онлайн-торговлей в самом Китае и за его пределами (это касается в какой-то мере и российских пользователей сервиса Taobao), доставкой еды, логистикой, цифровыми медиа и развлечениями. Впрочем, это отчасти пошло поверженному гиганту на пользу — акции Alibaba подорожали. Так что порка оказалась благотворной.
Некоторые аналитики поторопились счесть законченным не только процветание империи Alibaba, но и всего крупного негосударственного предпринимательства в Китае. Однако в последние месяцы в КНР были приняты некоторые решения по поддержке частного бизнеса, а также иностранного предпринимательства, что позволяет говорить о поисках каких-то компромиссных решений. Хотя в обнародованных материалах пленума особых реверансов в сторону частного бизнеса, а в особенности — крупного частного бизнеса, не делается.
Зато четко оговаривается необходимость соблюдать баланс между экономическим развитием и обеспечением безопасности. В итоговом коммюнике отмечается, что Китай должен принимать меры по предотвращению и устранению рисков, связанных с рынком недвижимости, долгами региональных правительств, а также малыми и средними финансовыми учреждениями. Долги местных властей уже много лет создают болезненный фон всей финансовой активности в стране. А на теневом рынке разнообразных заимствований, как утверждают некоторые наблюдатели, обращается чуть ли не половина всех финансовых активов страны. Проверить это сложно — на то он и теневой бизнес. Но ясно, что финансовая сфера и далее останется важнейшим полем битвы за здоровое, как здесь говорят, развитие рынка.
В поисках баланса
"Мы будем совершенствовать институты и механизмы для создания производительных сил нового качества в соответствии с местными условиями, содействия полной интеграции между реальной и цифровой экономикой, развития сектора услуг, модернизации инфраструктуры и повышения устойчивости и безопасности промышленных цепочек и цепочек поставок", — говорится в постановлении ЦК.
В целях улучшения макроэкономического управления в итоговом коммюнике содержится настоятельный призыв к проведению скоординированных реформ в бюджетном, налоговом, финансовом и других основных секторах. Также взывают к повышению согласованности ориентации макроэкономической политики с совершенствованием национальной системы стратегического планирования и механизмов координации политики.
Чем более зрелой становится китайская экономика, тем сложнее поддерживать высокие темпы роста ВВП. Пока их удается сохранять на уровне запланированных 5%. При этом понятно, что прежняя ставка на низкооплачиваемую рабочую силу из деревни больше не работает — этот ресурс, обеспечивавший на ранних стадиях реформ быстрый экономический рост, исчерпан. Кто бы мог подумать, что Китаю с его 1,4-миллиардным населением придется думать о поиске рабочих рук.
Итак, внутренних мигрантов уже явно не хватает, а внешних завозить Китай принципиально не хочет (речь не идет о приглашении иностранных специалистов высокого уровня — для них, напротив, обещают все новые преференции вроде визовых льгот). В этой ситуации выход видится один — в роботизации всей страны, в переносе производства в высокотехнологичные области, где количество неквалифицированной рабочей силы не играет роли. В сущности, это и есть наиболее зримое воплощение реализации повышения качественного уровня экономики.
По данным Центрального статистического управления КНР, в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности уже наблюдается значительный рост, конкретно — объем производства в первом полугодии вырос на 8,7%. За первые шесть месяцев 2024 года производство сервисных роботов, смартфонов и транспортных средств на новых энергиях (прежде всего электромобилей) выросло на 22,8%, 11,8% и 34,3% соответственно. Китай производит современные ветровые двигатели, солнечные панели, поддерживая развитие "зеленой" экономики не только у себя, но и во всем мире.
Партия — наш рулевой
Аналитики отмечают, что из языка опубликованных документов пленума исчезли некоторые обороты — вроде "не забывать изначальной цели", — которые подчеркивали декларированное стремление Си Цзиньпина и его команды хранить верность идеалам, унаследованным от трудного и вместе с тем романтического периода борьбы КПК за власть. Тогда Мао Цзэдун и другие руководители старшего поколения шли в одной колонне с бойцами Великого похода (стратегического перебазирования сил партии на Северо-Запад, 1934–1936 годы) и целое десятилетие жили потом в лессовых пещерах Яньаня. Возможно, эти лексические тонкости, малопонятные внешним наблюдателям, тоже являются результатом внутрипартийных дискуссий и теоретических подвижек. Недаром в итоговом коммюнике говорится о "совершенствовании партийного руководства". Однако главное — нерушимость позиций самого партийного руководства — остается неизменным. "Мы должны глубоко осознать решающее значение утверждения ключевой позиции товарища Си Цзиньпина в Центральном комитете партии и в партии в целом и установления руководящей роли идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры", — гласит документ.
И в отношении национальной обороны в коммюнике содержится призыв к сохранению "абсолютного лидерства партии над народными Вооруженными силами". К предстоящему в 2027 году 100-летию Народно-освободительной армии Китая (НОАК) намечена "полная реализация стратегии укрепления Вооруженных сил посредством реформ".