Франция открывает Олимпиаду: чем недовольны парижане и куда пропали туристы
Дмитрий Горохов — об ожиданиях и реалиях Олимпийских игр во Франции
Считаные часы отделяют Францию от поднятия занавеса XXXIII Олимпийских игр. При этом, согласно данным социологической службы Elabe, 47% французов относятся к событию "индифферентно", 28% — "скептически" и только 25% — "с энтузиазмом".
Такие показатели наблюдаются во всех группах населения, будь то служащие, жители парижского региона или молодые французы в возрасте от 25 до 34 лет. Лишь среди избирателей, голосующих на выборах за президента республики Эмманюэля Макрона, группа "энтузиастов" в канун открытия Олимпиады показала 50%.
При этом 74% участников опроса полагают, что Игры никак не улучшат настроение французов, не менее 70% сомневаются в способности парижской Олимпиады содействовать национальному сплочению, а 59% думают, что Игры не укрепят и патриотизм. В то, что Олимпиада может дать импульс экономике, верят менее половины опрошенных.
Ни парижан, ни туристов?
Информационно-пропагандистская кампания властей вокруг подготовки к Олимпиаде большого успеха, как можно судить, не имела. Так, большинство французов, согласно анкете Elabe, без особого доверия восприняли доклады различных ведомств о значительном улучшении качества воды в Сене.
Несмотря на проведенные очистные работы для подготовки реки к соревнованиям по триатлону и марафонскому плаванию, лишь 17% опрошенных готовы искупаться в ее водах, если бы такая возможность представилась. Тогда как 83% респондентов такое купание лично для себя исключают вовсе. Не способствовали популярности Сены как водоема для купания и показательные заплывы министра спорта Амели Удеа-Кастера и мэра Парижа Анн Идальго.
Впрочем, и круг потенциальных купальщиков сократился. И речь не только о скептически настроенных спортсменах. На протяжении последних недель рестораторы и отельеры сетуют, что в Париже наблюдается нехватка как туристов, так и местных жителей. "Вот уже месяц у нас нет ни туриcтов, ни парижан", — признал в интервью телеканалу BFMTV президент Французской ассоциации метрдотелей Ален Фонтен. Этот же многоопытный успешный предприниматель, владелец популярного бистро Le Mesturet, расположенного по соседству с парижской Оперой, предупредил в интервью радиостанции Franceinfo, что "роста доходов, на который так надеялись, не предвидится".
Судя по всему, вместо того чтобы радоваться французской олимпийской миссии, многие парижане предпочли покинуть пределы столицы.
Если в теории Игры сулят экономические и культурные дивиденды, на практике (еще на стадии подготовки) они послужили источником неудобств для большинства парижан. Умножившиеся автомобильные пробки (день открытия Олимпиады автомобилисты заранее окрестили "черной пятницей"), рост цен, увеличившаяся перегрузка общественного транспорта склонили многих к отъезду в провинцию. Разбивка центра города на серую и красную зоны (требующие специальных пропусков), ограничения для автомобильного движения серьезно подорвали привычный ход жизни французской столицы, в том числе и ресторанный бизнес (здесь время трапезы не менялось веками). Ощутимо затруднили пребывание в Париже и 44 тыс. барьеров, установленных на улицах правоохранителями, перекрытие ряда станций метро.
Французский эксперт по геополитическим аспектам спорта Жан-Батист Геган констатирует, что в последние два десятилетия общественность в большинстве западных стран настроена против приема Олимпиад. С 1997 года две трети референдумов по поводу организации Игр окончились победой противников этих соревнований. По мнению исследователя, такой исход объясняется тем, что цена организации подобного двухнедельного события стала астрономической, а сами проекты редко приносят пользу местному населению.
В 1900 году, когда Франция впервые получила мандат на организацию Олимпиады, Игры проходили в рамках парижской Всемирной выставки без особой огласки в СМИ. В тот год некоторые спортсмены уехали из Парижа, так и не узнав, что они участвовали в Олимпиаде и завоевали золотую медаль. В официальных документах соревнования, проходившие с 14 мая по 28 октября 1900, именовались не Олимпийскими играми, а "Международным конкурсом физических упражнений и спорта". Спустя два десятилетия Франция, ссылаясь на споры вокруг статуса Игр 1900 года, добилась вновь права провести летнюю Олимпиаду: Игры прошли в 1924 году в коммуне Коломб близ Парижа. Они оказались убыточными: затраты на проведение составили 10 млн франков, сборы — 5,5 млн франков.
Красное и серое
В глазах критиков, после ограничений периода пандемии COVID-19 возникает новый имидж Парижа — где привыкли к пропускам и пунктам контроля. Они утверждают, что власти все чаще и все более охотно обращаются к этой модели.
Парижане же жалуются на неразбериху. "Одна сторона нашей улицы должна была быть в красной зоне, другая — в серой. В итоге же все оказалось в серой зоне, для прохода по которой требуется специальный пропуск, и посетители не могут попасть в галерею", — отмечает журналу Beaux Arts магистр искусств Эмили Сальмон, директор картинной галереи Monbrison, расположенной недалеко от Моста искусств, соединяющего берега Сены в центре Парижа.
По мнению ряда экспертов, при организации Олимпиады допущены существенные ошибки. Ни в одной из прежних олимпийских столиц запуск Игр никогда еще не проводился в центре города. Такое решение осложняет ситуацию в столичном центре, где и так существуют серьезные транспортные проблемы.
Как признал, в свою очередь, межминистерский уполномоченный при Оргкомитете Игр Мишель Кадо, некоторые полицейские меры способны нарушить экономическую деятельность. Чтобы смягчить ситуацию для сотен предприятий, которые регистрируют убытки в связи с проведением Олимпиады, будет создана национальная комиссия — она возьмет на себя задачу учета потерь и их возмещения.
Другая проблема — отсутствие внятной информации. Туристы не знают, где какая зона и почему на площади Трокадеро им закрывают лучший в городе вид на Эйфелеву башню.
Хотя наплыва туристов, которого ждали власти, так и нет. Большая часть гостей Парижа обычно прибывает из стран Азии и Ближнего Востока, чьи путешественники склонны к щедрым расходам. Но пока эти гости не очень заметны, и это сказывается на подсчетах ожидаемой выручки. Американские же путешественники, по отзывам экспертов туристической отрасли, "делают три селфи, смотрят один памятник и отбывают дальше" (одна из причин — отели в других европейских столицах устанавливают более умеренные цены).
В феврале 2023 года начали продавать первые билеты. Согласно данным газеты Le Parisien, ожидали прибытия 15–16 млн туристов. Имеющихся номеров в парижских отелях и 80 тыс. комнат на Airbnb для такой армии гостей посчитали, что мало. Жилищный сектор увеличил расценки как минимум втрое. Тарифы на 50-метровую квартиру были подняты в шесть раз.
Некоторые домовладельцы были готовы выселять парижан, чтобы сдавать квартиру туристам по новым ставкам аренды. Организаторы не могли обеспечить волонтеров жильем и предлагали им самостоятельно арендовать квартиры.
По мере пересмотра туристических прогнозов цены на рынке недвижимости начали падать. Весной 2024 года стало ясно, что спроса нет.
Негативный эффект Игр могут почувствовать и в парижских музеях. Но устроители возлагают надежды на рост гостей в постолимпийские годы, что дает им определенную надежду.