6 СЕН, 12:20

Возможен ли мир на Ближнем Востоке: что толкает Нетаньяху к продолжению войны

БАЛМАСОВ Сергей
Специалист Института Ближнего Востока

Сергей Балмасов — о перспективах достижения мира в Газе и на Ближнем Востоке в целом

Президент США Джо Байден намерен продолжить переговоры с Израилем, Катаром и Египтом о прекращении конфликта в Газе, которые, несмотря на многомесячные усилия сторон, остались бесплодными. При этом Байден и госсекретарь США Энтони Блинкен ранее неоднократно говорили, мол, "соглашение близко" и остается лишь доработать детали. Однако сейчас и ХАМАС, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, пусть и заявляя о готовности к переговорам, демонстрируют нежелание договариваться.

США и переговоры

Несмотря на переговорные неудачи, президент США настаивает на продолжении диалога и призывает принять план Вашингтона. Он также заверяет Израиль в гарантиях защиты от Ирана и его союзников. Но поскольку переговоры фактически зашли в тупик, Вашингтон оказался в сложной ситуации.  

Дело в том, что Нетаньяху с партнерами по правящей коалиции, похоже, не доверяют гарантиям безопасности в Газе от США, видя их "нереалистичность". Во многом упорство Тель-Авива объясняется и неиспользованием США имеющихся у них рычагов давления на Израиль, таких как поставки оружия и оказание финансовой помощи. Это вызывает вопросы относительно истинного желания США "прекратить войну". 

Здесь, правда, следует учитывать, что давление Вашингтона на Израиль способно вызвать гнев произраильских групп в США. А это чревато их отказом от поддержки кандидата от демократов на пост президента Соединенных Штатов и переходом на сторону республиканца Дональда Трампа.

Сам же Нетаньяху уже проявляет большие симпатии к избранию на пост президента Дональда Трампа, который, как ожидается некоторыми экспертами, даст Израилю карт-бланш для действий в регионе. Соответственно, Нетаньяху может сознательно срывать усилия демократов.

Причина израильской фронды 

Напомню, что предложенный в мае Байденом план решения конфликта предполагал вывод израильских войск из Газы, передачу этой территории под контроль Палестинской Национальной Автономии (ПНА) Махмуда Аббаса, обмен заложниками и заключенными, восстановление сектора. Предотвратить возрождение там ХАМАС должны "многосторонние силы", которые, по заверениям США, предоставят "региональные лидеры". 

ХАМАС тогда согласился подписать договор. Но под давлением "ястребов" и угрозой распада правящей в Израиле коалиции сорвал эту сделку Нетаньяху. Он потребовал сохранить за Тель-Авивом контроль над занятыми в ходе боевых действий транспортными переходами, связующими Газу с внешним миром, — Нецаримом (разделяет север и юг сектора) и Филадельфией (отделяет анклав от Египта). Цель этого, мол, — не допустить перемещения боевиков и оружия в Газу. 

Причем захват Филадельфийского коридора, буферной территории с Египтом, резко обострил отношения Тель-Авива с Каиром, усматривающим в этом угрозу уже для себя. 

Причина таких "метаний" Нетаньяху во многом обусловлена внутриизраильской ситуацией. Согласно соцопросам, 72% израильтян выступают за отставку Биньямина Нетаньяху. Он же в попытках лавировать между разными политическими силами страны в результате оказался между молотом и наковальней.

Вопрос Газы расколол страну на "ястребов", выступающих за ведение войны до победного конца, и на "миротворцев", настаивающих на скорейшем подписании мира и возвращении домой израильских заложников, удерживаемых ХАМАС. Причем последние день ото дня усиливают акции протеста против политики Нетаньяху.

Однако пока премьер вынужден в большей мере следовать целям "ястребов". Не случайно Нетаньяху неоднократно заявлял о намерении воевать до уничтожения ХАМАС. По мнению "ястребов", только ликвидация этой организации помешает Тегерану удушить Израиль руками его проиранских группировок по периметру израильских границ. ХАМАС считается важным союзником Исламской Республики в регионе.

Однако в целом причина торпедирования Израилем мирных переговоров обусловлена его нежеланием следовать решению мирового сообщества, отраженному в соответствующих решениях Совбеза ООН по созданию палестинского государства.

Позиция ХАМАС

Как я уже говорил, в отличие от Израиля ХАМАС согласился принять план США. Однако почти сразу после этого Тель-Авив начал военное вторжение в Рафах, самый южный город в секторе Газа. Тогда как до этого Байден указывал на недопустимость подобного шага. Но никаких рестрикций со стороны США не последовало. В результате ХАМАС также отказался от договоренностей. Переговоры забуксовали.

"Контрольный выстрел" в достижение соглашения израильтяне сделали, убив весной и летом 2024 года ряд лидеров ХАМАС, "Хезболлах" и иранского Корпуса стражей Исламской революции. Среди них ликвидированный 31 июля в Тегеране глава политического крыла ХАМАС Исмаил Хания. И хотя заменивший его Яхья Синвар не выступает принципиально против договоренностей с Израилем, делегация ХАМАС не поехала на августовские переговоры в Дохе и Каире. 

США и Иран

За убийство Хании Иран и его союзники готовят Тель-Авиву силовой ответ. Могу предположить, что это желание усилилось после нанесения Израилем 25 августа массированных авиаударов по Ливану под предлогом необходимости сорвать готовящуюся "Хезболлах" атаку.

После нападения 7 октября прошлого года Тель-Авив и "Хезболлах" обменивались ограниченными дистанционными артиллерийскими и ракетными ударами в приграничье. Однако израильские авиаудары, нанесенные в глубь Ливана, изменили ситуацию.

Лидер "Хезболлах" Хасан Насралла пообещал за это ответ Израилю. Тель-Авив же демонстрирует готовность нанести по Ливану новые удары. Целью действий Тель-Авива может стать принуждение "Хезболлах" уйти от израильской границы. Тем временем Вашингтон переброской дополнительных сил в регион вроде бы демонстрирует готовность защищать Израиль силой. Что должно убедить Иран воздержаться от атаки.

Ситуация усугубляется возможным распространением конфликта за пределы Газы — как минимум в Ливан, а возможно, и в Сирию с Йеменом и даже на Иран. Чего США не желают ввиду предстоящих ноябрьских выборов своего президента. В случае эскалации США как союзник Израиля будут вынуждены его защищать — что угрожает Вашингтону полным крахом его ближневосточной политики, в центре которой замирение Тель-Авива со странами региона. 

С другой стороны, Вашингтон пытается донести до Ирана устами госсекретаря Энтони Блинкена, что США "не знали и не участвовали в ударе по Хании". Главы МИД Катара и Иордании также транслировали Тегерану американские "пожелания", призвав его отложить нападение на Израиль, чтобы не сорвать переговоры по Газе. США рассчитывают, что прекращение огня позволит Ирану "отказаться" от крупной ответной атаки, поскольку принуждение Израиля прекратить наступление в Газе без полного разгрома ХАМАС будет считаться поражением Тель-Авива.

Однако Ирану нужно отреагировать на убийство Хании, чтобы показать, что на него нельзя нападать безнаказанно. Так, верховный лидер Исламской Республики Али Хаменеи заявлял даже о религиозном долге Ирана нанести ответный удар. Отказаться от своих слов во избежание "потери лица" он вряд ли может. Здесь стоит учесть, что Тегеран с "Хезболлах" обладают большими арсеналами ракет и БПЛА, способными продавить ПВО и ПРО Израиля и нанести ему огромный ущерб.

Задержки же с проведением атаки свидетельствуют о том, что лидеры взвешивают обстоятельства и предупреждения США и Израиля. Ведь эскалация, скорее всего, помешает реализации в Иране программы нового президента Масуда Пезешкиана, которая подразумевает улучшение отношений с Западом и отражает настроения многих иранцев.

Теоретически этот курс достижим — Иран и его союзники стремятся заставить Израиль прекратить огонь в Газе без развязывания широкомасштабной войны, способной привести к столкновению с США. Сейчас Вашингтон ищет варианты, позволяющие Ирану и "Хезболлах" сохранить лицо при отказе от масштабного ответа. В частности, речь может идти о некоем разрешении провести ограниченную атаку, подобную той, что Иран осуществил в апреле против Израиля с предварительным о том оповещением. Однако, скорее всего, этого Тегерану будет мало, и, как вариант, он может пожелать ослабления санкций в отношении себя.

Перспективы мира на Ближнем Востоке

С учетом всего этого, думаю, в обозримой перспективе стороны конфликта будут его продолжать с риском расширения рамок противостояния. По отношению к своим противникам Нетаньяху, на которого давят "ястребы", похоже, избрал стратегию провоцирования соперников для оправдания нанесения по ним новых ударов.

Что касается ХАМАС, то, несмотря на большие потери от израильских операций, его руководство, судя по всему, считает, что международное и внутреннее давление вскоре вынудит Израиль уйти из Газы. Нетаньяху же, похоже, верит, что сможет выдержать давление США и оппозиции внутри страны и разбить ХАМАС. Во многом поэтому пока посредники не могут завершить войну в Газе.

В подобных условиях рассчитывать на долгосрочную стабильность в регионе Большого Ближнего Востока, думаю, невозможно. При этом речь не только об отношениях Израиля с арабами и Ираном, но и арабскими странами с Тегераном, Анкарой и так далее. В частности, никуда не делись противоречия между Исламской Республикой и аравийскими монархиями. И на других направлениях они только нарастают — между Сирией и Турцией, Египтом и Эфиопией, Алжиром и Марокко в западносахарском конфликте, в странах Сахеля, Судане, Ливии и так далее.

Более того — по мере дальнейшего роста населения региона и сокращения имеющихся здесь природных ресурсов, включая сырьевые, водные и продовольственные, обострение старых и возникновение новых войн в перспективе только усилятся.      

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги