11 СЕН, 09:20

Пересадки в Киеве: что означает серия кадровых изменений на Украине

НИЗАМУТДИНОВ Андрей
Обозреватель ТАСС

Андрей Низамутдинов — о том, кому выгодны пертурбации кадров

Одна из наиболее распространенных версий того, что стоит за целой чередой отставок и назначений в правительстве Украины, гласит: кадровые перестановки были затеяны президентом Владимиром Зеленским ради укрепления вертикали власти. В принципе я готов с ней согласиться, но с одной существенной поправкой: перетряска в кабинете министров привела к укреплению позиций не самого украинского президента, а главы его офиса Андрея Ермака, чья мощная фигура окончательно вышла на первый план, почти полностью заслонив собой Зеленского.

Сентябрьский "министропад"

В принципе о возможности кадровых перестановок в Киеве поговаривали уже довольно давно, но чаще всего эти разговоры касались возможной замены премьер-министра Дениса Шмыгаля, поэтому массовая ротация руководителей министерств и ведомств многих экспертов застала врасплох. Сам Зеленский, объясняя необходимость кадровых решений, заявил: "Очень важно, чтобы правительственные институции сейчас работали максимально активно — еще активнее, чем это было раньше, на всех уровнях". Отметив, что перед новыми назначенцами стоят "десятки вполне конкретных заданий", в том числе увеличение поставок западного оружия, он подчеркнул: "На своей должности каждый в течение осени должен дать определенные результаты".

Кстати, по версии украинского издания "Общественное", именно недостаточно активная работа по привлечению иностранной военной помощи стала главной причиной отставки министра иностранных дел Дмитрия Кулебы. На заседании парламентской фракции "Слуга народа" в Верховной раде Зеленский прямо заявил, что Кулебе "не хватает энергии" для решения важнейшей задачи. Хотя сам глава МИД утверждал, что буквально "бьется головой о стену" в попытках добыть для Украины больше оружия.

В целом, по оценке того же издания, главными причинами перестановок стали "запрос общества, накопление кадровых конфликтов и психологическое выгорание чиновников". Гораздо больше скепсиса кадровая перетряска в Киеве вызвала у западных СМИ. "Возможно, есть причины для беспокойства", — привело европейское издание Politico слова высокопоставленного представителя американской администрации. Британский журнал The Economist назвал перестановки "намеком на недееспособность правительства", а газета Financial Times отметила, что кадровые решения "могут свидетельствовать о попытках Зеленского узурпировать власть".

Резче других отреагировал обозреватель польского издания Do Rzeczy, заметивший, что "в последние годы украинский президент де-факто изменил в своей стране государственный строй", в результате "парламент и правительство являются лишь нанятыми для соблюдения приличий статистами в театре одного актера, то есть президента". "Это, конечно, внутреннее дело Украины, и я не собираюсь ее критиковать, потому что это не мой цирк и не мои обезьяны", — написал Рышард Чарнецкий.

Почти по Крылову

Отличную от прочих версию событий высказало агентство "РБК-Украина", которое сочло, что "главным выгодоприобретателем" от кадровой перетряски стал не Зеленский, а глава офиса президента Андрей Ермак. По информации агентства, Ермак изначально выступал за отставку премьера Шмыгаля, но в итоге "разменял" его "на всех, кто ему не нравится в кабмине".

Таким же мнением поделился со мной и знакомый украинский журналист, который некоторое время назад перебрался в Европу, но сохранил на родине хорошие связи. По его словам, источники в Киеве едва ли не в один голос утверждают, что масштабная кадровая перетряска была затеяна исключительно для еще большего укрепления позиций Ермака, которого и без того называли вторым человеком на Украине.

Собственно, для того чтобы убедиться в правоте этой версии, достаточно внимательно взглянуть на список отставок и назначений. Дмитрия Кулебу на посту главы МИД сменил его заместитель Андрей Сибига, до марта этого года работавший в офисе президента под началом Ермака. По словам источников, сам весенний перевод Сибиги в МИД был организован именно с дальним прицелом на министерское кресло.

В новые кресла пересели и два других заместителя Ермака: Алексей Кулеба стал вице-премьером — министром развития общин и территорий, а Николай Точицкий возглавил министерство культуры. При этом Ирина Верещук, уволенная с должности вице-премьера — министра по вопросам реинтеграции неподконтрольных территорий, перешла на должность замглавы офиса президента, а бывший министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Дмитрий Камышин стал внештатным советником президента по стратегическим вопросам. Вот такая рокировочка. Заодно Ермак уволил своего заместителя Ростислава Шурму, который считался приближенным к Зеленскому чиновником и, по разговорам в кулуарах, курировал "серые схемы" и теневые денежные потоки в энергетической сфере.

Довольно странными с точки зрения "повышения активности и эффективности" выглядели и другие кадровые решения. Например, вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольгу Стефанишину отправили в отставку, чтобы тут же назначить на прежнюю должность с добавлением к ней поста министра юстиции. Виталий Коваль из кресла главы Фонда госимущества перебрался на пост министра аграрной политики. Замминистра обороны Наталия Калмыкова возглавила министерство по делам ветеранов. Замминистр энергетики Светлана Гринчук стала министром защиты окружающей среды и природных ресурсов. Герман Сметанин, возглавлявший "Укроборонпром", назначен министром по вопросам стратегических отраслей промышленности. Иначе говоря, никаких новых лиц, наоборот, все те же персонажи, которые просто сменили кабинеты. И где тут "активность и эффективность"? Скорее уж происходящее напоминает басню Крылова, персонажи которой "задумали сыграть квартет", но не смогли, сколько ни пересаживались с места на место.

А вот если добавить в формулу дирижера, которого у Крылова не было, то все становится действительно логичным. Тут уж неважно, кто какую партию играет, главное, кто руководит. А руководит тот самый Ермак. И не будем забывать сомнительную легитимность Зеленского, формальный срок полномочий которого истек еще в мае. Кстати, и полномочия Верховной рады тоже формально закончились. Значит, получается президент и парламент с истекшими сроками годности. Зато Ермака никто не выбирал, стало быть, и со сроком годности у него все в порядке. По факту именно он, а не Зеленский — единственный высокопоставленный украинский чиновник, полномочия которого не подвергаются сомнению.

Правда, как подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, законность власти на Украине была прервана еще в 2014 году, когда там устроили госпереворот. И никакие кадровые перетряски в Киеве не отменят этого факта и никак не повлияют на готовность России продолжить СВО вплоть до достижения всех поставленных целей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги