17 ДЕК, 16:10

Главные тренды: что в туризме будет наиболее актуально в 2025 году

АЛЕКСЕЕВ Дмитрий
Ресторанный критик, издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia

Дмитрий Алексеев — о том, на что ориентирован бизнес в туризме и какие из этого стоит делать выводы путешественникам

Сельское хозяйство, рестораны и отели, дизайн и ювелирное искусство, косметика и банки — казалось бы, все это очень разные сферы. Но у них есть один общий знаменатель — туризм.

Всего несколько десятков лет назад результаты по прокатке чугуна и выпуску станков отражали экономическую ситуацию страны. Сегодня же именно уровень развития туризма говорит многое об экономике государства. Героем труда может быть пекарь, модельер, сыродел и так далее. Опыт многих государств и компаний тому пример — крупнейшие, феноменально успешные империи, сети, бренды в ресторанной, гостиничной и других областях известны сегодня каждому жителю планеты. Россия, на мой взгляд, несмотря на все санкции и рестрикции, тоже идет по этому пути.

Туризм является одной из главных экономических отраслей России, отмечал в августе текущего года министр экономического развития РФ Максим Решетников. 

Ориентация экономики не обязательно должна быть на иностранца, скажем, шопоголика-миллиардера из какой-нибудь арабской республики (хотя и это важно), а в том числе (или даже прежде всего) на человека из соседнего региона и города. Во время развлекательной, деловой, образовательной, медицинской поездки он тратит деньги не только на то, где поспать и поесть — а это уже элементы туристического бизнеса, но и на театры, музеи, пекарни, а также на развитие инфраструктуры, строительство дорог, производство того самого чугуна и далее по списку.

"Активное развитие внутреннего туризма, особенно в сложных современных условиях, сейчас выходит если не на самый первый план, то на одно из самых значимых мест. У России здесь колоссальный потенциал, у каждого региона — свои уникальные преимущества", — отметил в сентябре президент РФ Владимир Путин.

На мой взгляд, экономика, не ориентированная на стиль жизни, — это прямой путь к дотациям, убыткам… в прошлое. Нас же должно тянуть вперед — к развитию и инновациям.

На днях для обсуждения главных трендов в туризме на 2025 год ведущие лидеры российского бизнеса из разных сфер со всей страны собрались в формате круглого стола под эгидой путеводителя 50 Best Tastes of Russia.

Экономика эмоций с местным акцентом

Этот тренд основан на получении потребителем положительных и незабываемых впечатлений. "Отель, ресторан, бутик, производство, бренд становятся визитной карточкой города, региона, страны", — отметила Лада Самодумская, директор отеля "Балчуг Кемпински Москва". Запрос потребителя (а значит, и направленность бизнеса) туристических услуг на "на изделия про свои истоки, предметы, украшения, аксессуары, отражающие красоту и культуру России", отметил в беседе со мной и Дмитрий Гуржий, владелец ювелирного бренда Gourji. Причем интерес проявляется как к большой, так и к малой родине. "Например, популярны этнические и религиозные темы, уникальные, не такие, как у всех, изделия, подчеркивающие индивидуальность, — рукодельные платки, посуда", — добавил Гуржий.

"Часто это (интерес к местной истории и культуре — прим. авт.) ключевые факторы при выборе направления и продолжительности предстоящей поездки. Если смотреть по статистике посещений, то многие зарубежные путешественники, например наши арабские гости, проводят в России уже до 10 дней", — добавила Самодумская.

Направленность "сделано в России" находит отражение и в продуктах питания, ресторанном бизнесе.

Термин "импортозамещение" в продуктовой сфере пора отменять

Такого мнения придерживаются многие специалисты отрасли. "Достаточно зайти в любой магазин в любой деревне, чтобы понять: задача давно выполнена, сам смысл термина уже не всем понятен", — считает Джулио Дзомпи, ресторатор и производитель мясных деликатесов и сыров. При этом производители продуктов активно осваивают новые рынки.

Главный тренд сегодня среди производителей — продукты самого высокого мирового уровня, но на российской ниве. Даже крупные компании запускают линейки не суррогатов (как это было еще несколько лет назад), а сложных и интересных, полезных и экологичных деликатесов, что однозначно в интересах потребителя. "Изначально мы занимались сыроделием, но со временем освоили и производство из таких редких продуктов, как улитки и крокодилы, а также гастрономический туризм на наше производство", — отметил Сергей Балаев, фермер из Коломны, владелец "Балаевской мануфактуры".

Свежие предложения фермеров, расширенный ассортимент продукции открывают принципиально новые перспективы для развития ресторанных проектов. "Сегодня повара активно используют при создании блюд, например, цветы цуккини, арбузную редьку и многие другие продукты", пока все же преимущественно от небольших локальных производителей, рассказал Андрей Шмаков, бренд-шеф нескольких ресторанов и владелец гастрономической закусочной "Шмак".

Зачастую мы смотрим на международный опыт, на то, что ценится в Европе и Америке, забывая про местный колорит. "Сегодня в связи с развитием внутреннего туризма стали много ездить по своей стране, а потом в ресторанах отмечать форель из Карелии, дальневосточного краба или, например, мурманского оленя", — заметила Галина Белоусова, генеральный директор петербургского ресторанного холдинга Bronka Restaurant Group.

Кстати, на мероприятии, где собрались именитые спикеры, было представлено несколько исключительных, редких в общемировом понимании продуктов: четыре вида черной осетровой икры, мясная гастрономия и сыры по традиционным итальянским технологиям из буйволиного молока, но от местного производителя и белая икра улиток.

Сельский туризм

В связи с направленностью на местные продукты этот тренд также будет все активнее развиваться. "Деревня, ферма превращаются из места производства в объект туризма. Направление быстро растет, набирая популярность у российских и даже иностранных туристов. По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе агротуры будут привлекать до 7 млн туристов, включая иностранцев, ежегодно", — отметила Наталья Худякова, руководитель Центра устойчивого развития АО "Россельхозбанк".

Все больше жителей крупных городов стремятся проводить больше времени вне мегаполиса. "В Коломне рост спроса на жилье — круглогодичный. Меняется структура аудитории, по сути, люди совершают поэтапный переезд: поначалу Коломна рассматривается как дальняя дача, затем как город выходного дня, а потом люди начинают перестраивать свой рабочий график так, чтобы оставаться в Коломне четыре дня, а в столице — три", — поделилась Наталья Никитина, генеральный директор Коломенского центра познавательного туризма "Коломенский Посад". Похожая ситуация наблюдается и во многих других малых городах средней полосы России, что не может не сказываться на разных составляющих туристической отрасли и экономике в целом.

Винный туризм

Этот тренд в сочетании с увлекательным иммерсивным рассказом про историю мест, особенности и традиции тоже все активнее распространяется по российским регионам. Согласно данным комитета Российского союза туриндустрии по гастрономическому туризму, количество российских путешественников, интересующихся этим видом отдыха, ежегодно растет на 25%.

"Это часть культуры и образа жизни современных людей. Винный туризм становится все более комплексным, он про историческое наследие и научно-технический прогресс, красоту и заботу об окружающем мире, архитектуру, историю места и терруарность", — считает Елена Порман, координатор проекта "Винные дороги России", член Международного совета устойчивого развития туризма, член экспертного совета комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры.   

"Перед винными проектами глобально сейчас стоят две задачи: привлечение новой аудитории за счет повышения собственной узнаваемости и рентабельность", — уточнила Евгения Константинова, руководитель Центра винного туризма Winepark курорта "Мрия" в Крыму.

Если же говорить о векторах развития, то при винодельнях открываются туристические, образовательные и исследовательские центры, отели, рестораны, проводятся фестивали.

Красота и здоровье

Этот тренд отчетливо прослеживается и в такой сфере, как производство косметики. "Узнаваемость и любовь потребителей к отечественным брендам воодушевляет. И это при высоком спросе на натуральность, экологичность, прозрачность состава, отсутствие вредных компонентов. Производители создают новые инновационные форматы, необычные текстуры продуктов", — рассказала Наталия Ткаченко, химик, косметолог, создатель российского бренда натуральной профессиональной косметики и уходовых средств Roz Mary.

Пока, правда, бьюти-туризм в России особо не развит, но предпосылки к этому имеются в связи с развитием индустрии. Кроме того, жители мегаполисов порой едут в города поменьше за косметологическими процедурами в связи с их меньшей стоимостью в регионах, что не может позитивно не сказываться на местных бюджетах.

Еще одним интересным веянием стала вода как новый модный напиток. Современное поколение выбирает здоровый образ жизни, в котором потребление качественной воды, в том числе произведенной в уникальных, экологически чистых регионах всего мира, занимает значимое место. "Ассортимент растет буквально с каждым днем, появляются новые российские и зарубежные торговые марки. Модно разбираться в воде. Вода уже выпускается в дизайнерских бутылках и вполне может являться главным напитком на столе — в том числе на деловых и праздничных мероприятиях", — отметил Александра Котарева, коммерческий директор компании "Tassay Россия".

Ажиотажа на источниках большего, чем это обычно принято в России, я пока не заметил, но тренд на чистую воду среди молодого поколения, на мой взгляд, любопытен.

В заключение добавлю, что только вместе, объединив усилия, стратегии развития, отечественные компании из самых разных смогут увеличить оборот, ассортимент и получить новые перспективы для развития. Главное здесь сегодня — выдержать конкуренцию с теми самыми "недружественными" брендами, часть которых так и не покинула российский рынок, а многие — возвращаются.

Путешественник, турист из России или из-за границы как диктует правила для бизнеса, так и является главным его потребителем. Фокус на эмоции с местным акцентом и здоровье будет прослеживаться весь 2025 год. 

ТАСС не поддерживает употребление алкоголя

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru