Сегодня "второй Беслан" на Северном Кавказе невозможен
О антитеррористических мерах, способных предотвратить повторение трагедии - в материале эксперта ТАСС
Террористический акт 1 сентября 2004 года коренным образом изменил тактику и стратегию террористического бандподполья на Северном Кавказе и повлиял на поведение террористов. Для них стало очевидно, что ни захват школы, ни любой другой античеловечный акт не сможет изменить антитеррористическую линию государства и никаких переговоров с ними быть не может. Этот перелом в антитеррористической войне был достигнут ценой жертв 186 детей, и в целом 333 заложников. И именно с того момента террористические группы отошли от тактики заложничества и перешли к тактике диверсионных групп.
На данный момент, на мой взгляд, захват какой-либо школы на Северном-Кавказе, по крайней мере, в том виде, в каком это произошло в 2004 году, невозможен. Сегодня в каждом из семи субъектов федерального округа работают достаточно эффективно антитеррористические подразделения, ведется жесточайший контроль на административных границах между семью субъектами региона. Например, по старой тропе – из ингушского селения Пседах через Моздокский район в Северную Осетию – не проникнуть уже не только группам боевиков, но и отдельным террористам.
Не поддержат даже земляки
Не может не радовать и изменение во взглядах местного населения – в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии стало гораздо больше сторонников антитеррористических сил. Достаточно напомнить, что одного из 32 террористов, участвовавших в захвате школы в Беслане, который остался жив и сейчас находится в местах лишения свободы на пожизненном заключении, некоторые оправдывали в его родном селе. Сейчас же произошел коренной перелом, и сложно представить, что боевик сможет получить поддержку даже среди своих земляков. Кроме того, наладилось взаимодействие между гражданскими объединениям, некоммерческими организациями и правоохранительными органами. Например, казаки Ставрополя сотрудничают с полицией и участвуют в мероприятиях превентивного противодействия терроризму.
Также в каждом из семи субъектов Северного Кавказа проходят антитеррористические комиссии, на которых главы регионов подробно заслушивают отчеты о мерах, которые принимаются в федеральном округе. И это не дежурные отписки, которые давались ранее, в том числе и в 2004 году. Это конкретные, ощутимые результаты работы, которые доводятся в итоге до главы государства.
Безусловно, с 2004 года изменилась и инфраструктура учебных заведений. В сентябре все без исключения школы федерального округа (а их, напомню,1578 только в республике Дагестан) берутся под охрану специальными структурами МВД. Помимо этого, большинство школ Северного Кавказа, за исключением школ в отдаленных горных селах, охраняются частными охранными предприятиями. Оплачивается их работа из региональных бюджетов.
Охрана для студентов и дошкольников
После бесланской трагедии пристальное внимание высшим и средне-специальным образовательным учреждениям. Охрана вузов гораздо сильнее, чем охрана общеобразовательных школ, и имеет несколько уровней. Есть частные охранные предприятия, за которыми осуществляет наблюдение и контроль вневедомственная охрана и полиция.
На этом фоне характерен для всех регионов Северного Кавказа низкий уровень защиты и охраны детских садов. Я уверен, что региональные антитеррористические комиссии обращают на это внимание, но все-таки должна появиться тенденция на усиление и этой составляющей обеспечения безопасности. Например, не помешала бы дополнительная охрана в пригородных районах Северной Осетии, в населенном пункте Чермен, где на административной границе между Ингушетией и Северной Осетией находится пост, который несколько раз подрывался.
В завершении хотелось бы обратить внимание на такой острый вопрос как возвращение террористов с Ближнего Востока, из группировок «Джебхад ан-Нусра» и ИГ (организация запрещена на территории РФ. - Прим ТАСС) обратно на Северный Кавказ из-за усиления противодействия этим организациям. Но возращение на Кавказ для них возможно по одному коридору – через Закавказье, то есть через Грузию и Азербайджан. Поэтому в первые дни сентября, которые будут проходить под знаком памяти о теракте 2004 года в Беслане, властями принята важная превентивная мера – до 3 сентября закрыта граница России с Грузией в районе Алхангори Ленингорского района Южной Осетии будет закрыта.