Невозможный герой: почему именно Шерлок Холмс стал главным сыщиком мира
130 лет назад вышел "Этюд в багровых тонах" — первая повесть Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Литературный критик Константин Мильчин о том - с чем же связана популярность этого персонажа
1 января 2017 года Шерлоку Холмсу исполняется 130 лет. В этот день в 1887 году вышел "Этюд в багровых тонах" — первая повесть Артура Конан Дойла о гениальном сыщике. BBC отмечает юбилей премьерой нового сезона сериала "Шерлок", а мы попытаемся понять, с чем же связана популярность этого персонажа.
Полиция и частный сыщик состязаются: кто же первый раскроет загадочное преступление. Казалось бы, перед нами поединок Давида и Голиафа — ну как любитель может тягаться с профессионалами из хорошо отлаженной государственной машины. На стороне полиции и опыт, и репутация. Парадокс в том, что для Лондона 1880-х годов полиция была институтом относительно новым, преимущества которого были далеко не всем очевидны.
Во времена Холмса постоянная полиция существовала в британской столице лишь 60 лет. Это связано с особенностями менталитета: долгое время британцы боялись, что этот государственный институт будет ограничивать их гражданские свободы. Тем более что в соседней Франции полиция столетиями использовалась для политического сыска.
В Англии пошли своим путем: с преступностью боролись "ловцы воров" Украли важную вещь? Хочешь вернуть украденное? Найми специального человека и он вернет, а вора отправит в тюрьму или на виселицу. Механизм этот работал не очень хорошо: ловцы часто вступали в сговор с ворами.
Лишь в 1820-х годах, когда уровень преступности в Лондоне стал угрожать стабильности государства, англичане согласились на меньшее из зол. В 1829 году и на улицы Лондона вышли первые полицейские в черных цилиндрах и голубых фраках. А базой их стало бывшее шотландское посольство — Скотланд-Ярд.
Это герой, который невозможен. За последние 130 лет Холмсом смог стать только, кажется, Стив Джобс. Холмс — погруженный в себя гик и трудоголик. С хорошим боксерским ударом. Мечта любого ботаника. Несбыточная, впрочем.
Уголовный розыск появится лишь в 1842 году. Государственным сыщикам англичане не доверяли. В 1869 году начальник лондонской полиции Эдмунд Гендерсон скажет: "Огромные трудности стоят на пути развития уголовного розыска. Большинство англичан относятся к нему с недоверием. Он чужд привычкам и чувствам нации. Детективам приходится работать тайком".
Полиция работает медленно, неповоротливо. У Холмса была своя картотека преступников и преступлений. Государственные сыщики завели такую лишь в 1870-х годах. Государственный уголовный сыск постоянно раздирают коррупционные скандалы.
О том, какова была репутация английских детективов зарубежом, можно судить по самому известному английскому сыщику после Холмса и его современнику. Жюль Верн выпускает роман "80 дней вокруг света" в 1872 году. Один из главных персонажей — полицейский агент Фикс. Он тупой, подлый и два с половиной месяца преследует ложную цель.
Итак, в 1887 году репутация, опыт, история, общественное мнение — все на стороне не полиции, а частного сыска. Нужен только яркий персонаж. А его нет, хотя детективов писалось тогда много — интересующимся рекомендую блестящий сборник детективного рассказа тех лет "Не только Холмс" подготовленный Александрой Борисенко и Виктором Сонькиным. И он появляется.
Он нужен, потому, что полиция не справляется с ситуацией: Лондон опять захлестнула волна краж и убийств. Нужен непобедимый персонаж, который будет действовать используя все новейшие достижения науки, какие в те времена только были.
Государственным сыщикам англичане не доверяли. Один из персонажей романа Жюль Верна "80 дней вокруг света" — полицейский агент Фикс. Он тупой, подлый и преследует ложную цель. В 1887 году репутация, опыт, общественное мнение — все на стороне не полиции, а частного сыска. Нужен только яркий персонаж. И он появляется
Холмс герой нового типа. Он не защищает обездоленных, не спасает принцесс, хотя, в Конан Дойль подчеркивает, что Холмс — джентльмен. Он называет раскрытие преступлений способом заработать на жизнь, но, при этом часто берется расследовать дела совершенно бескорыстно. Холмс человек практически без эмоций и привязанностей. Ну да, он симпатизирует Ватсону, любит скрипку, трубку и наркотики, восхищается хитростью Ирен Адлер, но единственное, что ему нравится — это его работа. Все не связанное с ней его не интересует.
Это герой, который невозможен. Им очень хочется быть, но не получится. За последние 130 лет Холмсом смог стать, только, кажется, Стив Джобс. Холмс — погруженный в себя гик и трудоголик. С хорошим боксерским ударом. Мечта любого ботаника. Несбыточная, впрочем.