Проза деревни: Валентин Распутин как дух-покровитель русской глубинки
15 марта исполнилось бы 80 лет Валентину Распутину, одному из самых известных представителей направления "деревенской прозы", без которого нельзя представить историю русской литературы ХХ века
15 марта исполнилось 80 лет со дня рождения Валентина Распутина, одного из самых известных представителей направления "деревенской прозы". Константин Мильчин — о том, почему без Распутина нельзя представить историю русской литературы ХХ века.
Одно из важнейших качеств и особенностей русской литературы — ее демократичность. Первыми писателями были аристократы, которые писали для аристократов. Но со временем ситуация изменилась: литература постепенно и постоянно расширяла аудиторию и тематику, она вербовала новых авторов из разных социальных групп. От верхушки дворянства к простым дворянам, от дворян к разночинцам, от разночинцев к мещанам, от мещан к крестьянам.
Это и есть призвание русской литературы — давать слово тем, про кого государство и общество ничего толком не знает, находить аутсайдеров и заступаться за них, выводить их на первый план, рассказывать об их проблемах.
Как и положено писателю в России, Валентин Распутин был за обиженных и позабытых, за маленького человека, который против большого мира, и за проигравшую деревню, которая против победившего города. В этой войне нельзя было победить, и нельзя было не участвовать
Писатели-деревенщики вошли в литературу в конце 1950-х, когда при Хрущеве колхозникам раздали паспорта и начался последний в истории России масштабный исход населения из деревни в город. Городская публика всегда плохо представляла себе мир русской глубинки: сталкиваясь с ее выходцами, она искренне поражалась их историям. Деревенщики писали как об универсальных проблемах, так и о конкретике своих регионов. Сейчас они стали местными достопримечательностями, духами-покровителями территорий: Федор Абрамов — в Архангельской области, Василий Белов — на Вологодчине, Виктор Астафьев — в Красноярском крае, Валентин Распутин — в Иркутской области.
Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда. Оно уже затоплено под водами Братского водохранилища. После школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского госуниверситета, начал работать в газетах, писать рассказы. Признание пришло в 1970 году — вместе с повестью "Последний срок".
У постели умирающей Анны собрались ее дети. В этот печальный момент она вспоминает свою жизнь, а они думают кто о чем: сыновья — что нужно закупить на поминки побольше водки, а то не хватит, одна из дочерей — как бы покрасивее выглядеть на похоронах. Но бытовой истории о безразличии в семье, о разрыве между поколениями Распутин придает философский подтекст. Старая Анна связана с корнями, с землей, с историей. Дети же все связи растеряли. В тот день и час умирает не старуха-мать — умирает природа, умирает сама память.
Еще больший успех имел автобиографический рассказ "Уроки французского", вышедший в 1973 году. Как и автор, главный герой, окончив школу в своем родном маленьком селе, переезжает в райцентр — чтобы продолжать учиться. В послевоенные годы в Сибири жизнь была тяжелой и голодной, посылки из дома мизерными, и герою не хватало денег на молоко. Чтобы заработать, он начал играть на деньги с местными пацанами в "чику". Впрочем, пересказывать сюжет этого короткого рассказа — портить впечатление тем, кто его не читал.
Писатели-деревенщики вошли в литературу в конце 1950-х, когда при Хрущеве колхозникам раздали паспорта и начался последний в истории России масштабный исход населения из деревни в город. Городская публика всегда плохо представляла себе мир русской глубинки: сталкиваясь с ее выходцами, она искренне поражалась их историям. Деревенщики писали о жизни глубинки и со временем стали духами-покровителями территорий
Наконец, в 1977 году выходит самая известная повесть Распутина — "Прощание с Матерой", рассказ о небольшой деревне, которая, как и родная деревня писателя, оказалась в зоне затопления Братской ГЭС. Старики боятся уезжать, не зная, как им жить без родных изб и что им делать на новом месте. Молодежь, наоборот, с нетерпением ждет возможности разорвать старые связи и поскорее начать новую жизнь. Но сопротивляйся не сопротивляйся, а все предрешено, и воды зальют деревню. В публицистический по своей сути рассказ Распутин неожиданно добавляет фантастические детали — дух деревни, который гибнет вместе с ней.
Как и положено писателю в России, Валентин Распутин был за обиженных и позабытых, за маленького человека, который против большого мира, и за проигравшую деревню, которая против победившего города. В этой войне нельзя было победить, и нельзя было не участвовать.