17 НОЯ, 18:20

Связанные "Таксистом": Мартин Скорсезе и Джоди Фостер

ФИЛИППОВ Алексей
Кинообозреватель kino-teatr.ru

Кинообозреватель Алексей Филиппов — о том, почему Скорсезе до сих пор не забронзовел и из-за чего Фостер ушла в режиссуру

17 ноября исполняется 75 лет известному американскому режиссеру Мартину Скорсезе. Двумя днями позднее свое 55-летие отмечает актриса и режиссер Джоди Фостер. ТАСС рассказывает об этих двух кинодеятелях и том, как один фильм отразился на их дальнейшей карьере.

В феврале 2016-го "Таксист" Мартина Скорсезе праздновал сорокалетие. Несложно отыскать фотографии с мероприятий, посвященных этой красивой дате: поседевшие Скорсезе, Роберт Де Ниро и Харви Кейтель, улыбчивая Сибилл Шепард и скромная Джоди Фостер в синем пиджаке.

Про Скорсезе можно говорить часами, Фостер свою славу тоже получила не задарма — в три года уже на телевидении (реклама и сериалы), затем диснеевские фильмы 70-х, в двенадцать — эпизод у Скорсезе в фильме "Алиса здесь больше не живет".

Через два года, в 1976-м, — роль малолетней проститутки в "Таксисте". Номинация на "Оскар" и эффектный образ, который в фильмографии актрисы едва-едва теснит Кларисса Старлинг из "Молчания ягнят".

Весь этот и последующий путь Фостер прошла с удивительным стоицизмом: не угодила в ловушку ранней звездности (многие артисты-дети так и не становятся хорошими взрослыми актерами), не пренебрегла высшим образованием (окончила Йельский университет, бакалавр в области литературы), выиграла два "Оскара" (за "Обвиняемых" и "Молчание ягнят"), стала не выдающейся, но неплохой постановщицей.

Четыре полных метра (от "Маленького человека Тейта" до "Финансового монстра") и несколько эпизодов для хороших нетфликсовских сериалов — "Карточного домика" и "Оранжевый — хит сезона".

Последние лет десять в прессе все чаще обсуждали ее возлюбленных — нужно же что-то обсуждать, а Фостер издевательски давала все меньше поводов — редеющий список ролей и неспешно растущий режиссерский. Трудно обвинить ее в неизбирательности, но актерских удач в XXI веке оказывалось предательски мало — не удивительно, что Фостер стала предпочитать работу по ту сторону камеры.

Мартин Скорсезе, разумеется, немного другая весовая категория, человек, вобравший в себя, если считать студенческие короткометражки, полвека истории американского кино, а про остальное снявший документальный фильм (не о себе любимом, но о любимых фильмах детства, юности и прочих возрастов — "История американского кино от Мартина Скорсезе"). Уже для нескольких поколений зрителей Скорсезе — это режиссер, который был всегда, но он не перестает меняться (и оставаться собой).

Ранний Скорсезе образца "Злых улиц" — пропитанный духом честного и отчаянного Нового Голливуда, прошедший школу мегабюджетных проектов Роджера Кормана и получивший от кумира всего американского независимого кино Джона Кассаветиса уничижительную рецензию на дебютный "Берта по прозвищу "Товарный вагон".

"Ты потратил год жизни на то, чтобы сделать кусок дерьма", — сказал Кассаветис, который, как мастера старой школы, способные к актерствованию, зарабатывал на собственные фильмы съемками в чужих. Скорсезе сделал правильный вывод — и дебютировал по-настоящему, и уже со своим голосом.

Мартин Скорсезе не напоминает живой памятник Новому Голливуду или последовавшей за ним эре блокбастеров. Его коммерческая жилка не перевесила творческие амбиции, как у Джорджа Лукаса. Он не превратился в самопародию, как Стивен Спилберг

Далее случилась не менее честная история матери-одиночки в исполнении Эллен Бёрстин — та самая "Алиса здесь больше не живет", где режиссер познакомился с Фостер. Следующие 20 лет упрощенно называют "периодом Де Ниро", на смену которому пришел "период Ди Каприо".

Внутри каждого Скорсезе снимал не только эпохальные картины вроде выдающихся слепков времени в духе "Таксиста" и "Бешеного быка", но и сильно недооцененные жемчужины, например, кафкианский триллер из жизни белых воротничков "После работы" — одна из лучших его лент — редко идет в авангарде перечисления признанных работ постановщика.

Невысокий италоамериканец в массивных очках снял больше пятидесяти картин (не стоит забывать про дюжину документалок, отдающих дань второму увлечению режиссера — музыке) и даже пережил собственные похороны.

В 2007-м Американская киноакадемия, динамившая Скорсезе с 1981-го (первая режиссерская номинация за "Бешеного быка"; было еще четыре), спешно вручила ему режиссерский "Оскар" за "Отступников", будто извиняясь за прошлую не то чтобы немилость, но налет равнодушия. За четыре года до этого "Банды Нью-Йорка" остались ни с чем при десяти номинациях. Чуть позже актерский "Оскар" у Ди Каприо за "Авиатора" увел из под носа Джейми Фокс за роль Рэя Чарльза.

Это красноречиво показывает, как Скорсезе не бронзовел и не превращался в мумию, живого классика, которому уже нечего и некому доказывать настолько, что он работает на автомате. Разумеется, еще не один год был потрачен на спорные фильмы (оммаж немому кино в "Хранителе времени" трудно причислить к удачам режиссера даже в рамках XXI века). 

Но до сих пор Мартин Скорсезе не напоминает живой памятник Новому Голливуду или последовавшей за ним эре блокбастеров, которую вчерашние независимые и запустили. Его коммерческая жилка не перевесила творческие амбиции, как у Джорджа Лукаса.

Он не превратился в самопародию, как Стивен Спилберг, главный сейчас поставщик старомодного и примирительного кино, фактически синоним нового "папочкиного кино", против которого Новый Голливуд восстал.

Он даже не надумал вернуться к корням и снова стать независимым автором, как его старший товарищ Фрэнсис Форд Коппола, снявший личную трилогию "Молодость без молодости" — "Тетро" — "Между" и увлекшийся новыми экспериментами.

Потому-то Мартин Скорсезе и отличник — в том смысле, что продолжает делать фильмы Мартина Скорсезе, а не работает самим собой. Это авторское кино в самых разных жанрах, содержащее его излюбленные темы или приемы, но не забывающее о зрителе.

Разве что его последняя картина — "Молчание" — в большей степени высказывание и внутренний монолог, чем он, кажется, допускал раньше. И то — фильм служит некоторым итогом многолетних и сложных отношений с католичеством, отражавшихся в других лентах мастера.

Скорсезе давно мог перейти на вечные темы, но откладывал этот момент, все чаще предпочитая "злые улицы" еще знакомого или уже известного лишь по трудам историков прошлого. Без излишнего пафоса можно сказать, что и сам он давно стал историей, в которой небольшая, но важная глава посвящена Джоди Фостер. Правда, она неплохо раскрывается в спин-оффе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru