Красота не сдается и побеждает: за что индийцы любят Дели
Андрей Теребенин — о том, как жители индийского мегаполиса проводят свой досуг
Полюбить Дели непросто. Это огромный мегаполис, мировой чемпион по загрязнению воздуха. Пробки здесь такие же, как в Москве, если не хуже. Очень много людей, как и везде в Индии. Но если приложить усилия и быть терпеливым и открытым для восприятия, Дели начнет раскрывать для вас свои удивительные стороны.
Одна из особенностей местной жизни, которая сразу бросается в глаза, — высокая степень социальной активности "по интересам". В Дели масса клубов, сообществ, лекций, встреч. Делийцы с удовольствием делятся своими увлечениями и хобби. Одна из наиболее интересных форм — тематические прогулки и пешеходные экскурсии. Помимо исторических тем энтузиасты организуют прогулки для любителей природы, еды, искусства и дизайна. Раз в году в Дели проводится масштабный фестиваль пешеходных экскурсий Delhi Walk Festival с сотнями маршрутов. А в течение года любители прогулок через социальные сети каждые выходные приглашают на подобные мероприятия.
Недавно мы ходили в Сады Лоди, в которых химик-энтузиаст показывал, какие сорняки можно найти в любом парке, собрать и съесть. Вооружившись ножичками, все утро мы собирали разные дикорастущие растения и съедобные цветы. Заодно в местном лечебном огороде узнали, что листья кардамона можно настаивать с джином (получается отличный аперитив), и побывали в оранжерее парка — там сорняки пожирнее. Самое интересное случилось потом: повар уютного ресторанчика на близлежащем модном рынке Хан-Маркет приготовил нам обед, употребив все, что мы наковыряли в парке. Было очень вкусно! Но хитом, конечно, оказались цветы настурции, которые повар обмакнул в шоколад и подал на десерт. Теперь собираемся с этим же химиком-экологом в дикий лес Аравали. Туда отправимся в ночь полнолуния, за острыми ощущениями.
В прошлом году мы регулярно ходили на экскурсии по старым столицам Дели — их тут семь. В отличие от привычных нам городов, где культурные слои идут один над другим, здесь каждый новый завоеватель строил свой город, а старые столицы приходили в упадок. Самая интересная прогулка была по неизвестной части Красного форта. Это первая достопримечательность, куда везут туристов, вроде все избито и понятно. Но группа энтузиастов, пропагандирующая чтение и индийскую поэзию, придумала прогулку по части форта, где нет толп туристов. Вообще никого нет. Исторический рассказ прерывался театрализованным чтением поэзии.
В прошлое воскресенье мы вместе с сообществом фотографов Photocommune встречали рассвет на берегу реки Ямуна в Старом Дели в компании сотен родных нам сибирских чаек, или восточных клуш, как они правильно называются. Эти птицы обитают в тундре на севере России, а с октября по март прилетают на зимовку в Индию. Ямуна — одна из семи священных рек в Индии, по ее берегам в Старом Дели находятся гхаты, каменные ступени, ведущие в реку, на которых индуисты совершают омовения и ритуалы, связанные с рекой, в том числе кремацию умерших.
Все это звучит очень возвышенно, но теперь представьте: река засорена так, что рядом с ней сложно находиться — зловоние, как из сточной канавы. В ста метрах расположена грохочущая днем и ночью автострада, недалеко железнодорожный мост. А люди все равно приходят сюда, совершают омовения и даже пьют воду из Ямуны — для них она священная, поэтому может принести только пользу. Брамины из небольших храмов на берегу кормят чаек хлебом и рисовыми чипсами со специями, что, конечно, должно быть губительно для птиц.
Но каким-то удивительным индийским образом все вместе это удивительно красиво и совершенно завораживает. За несколько минут до рассвета, пока еще тихо, чайки прилетают и начинают бесшумно кружить над рекой красивой стаей — ждут завтрак. Молочные предрассветные краски, бело-серые чайки. Забываешь, что ты в городе. Лодочка отплывает от берега, человек разбрасывает корм, начинается птичий галдеж, стая превращается в тучу. И из дымки делийского смога поднимается солнце над железнодорожным мостом. Ценные моменты для фотографов. Вот в этом вся Индия — красивое и уродливое, природа и монстры мегаполисов, крайности во всем. И красота, которая не сдается, пробивается и все равно побеждает.