Ускользающая победа: что мешает власти Нигерии уничтожить "Боко Харам"
Первин Мамед-заде — о том, почему нигерийскому лидеру нужно справиться с радикальной группировкой, чтобы удержаться у власти
Нигерийское правительство всякий раз обещает скорую гибель радикальной исламистской группировки "Боко харам", почти десять лет терроризирующей северо-восток страны. "Боевики почти полностью разгромлены, — объявляет руководство страны и вселяет надежду, — оставшиеся горстки вооруженных отрядов вскоре сдадутся войскам".
Однако "Боко харам" демонстрирует живучесть и всякий раз отвечает на преждевременные победные заявления властей серией дерзких терактов в многолюдных местах или чередой нападений на конвои и позиции правительственной армии.
Тем самым отчетливо давая понять, что группировка способна не только обороняться и ловко менять расположение своих тайных укрытий, но и проводить спланированные наступательные действия против численно превосходящих и технически хорошо оснащенных сил противника.
Сформированный в 2015 году африканский контингент Смешанных многонациональных сил (СМС), в который входят и отряды нигерийской армии, противостоит сейчас по меньшей мере двум крупным фракциям группировки "Боко харам". Одной руководит одиозный главарь Абубакар Шекау, другой — Абу Мусаб аль-Барнауи.
Обе фракции придерживаются разной боевой тактики, нападают на различные цели, но при этом объединены этническим фактором: и в той, и в другой основную массу боевиков составляют представители народности канури.
Преждевременный оптимизм
Президент Нигерии Мухаммаду Бухари старается с подбадривающими заявлениями. По его словам, операция "Лафийя доул" (что с языка хауса переводится как "Мир силой") медленно, но уверенно движется к заветной цели — полному уничтожению "Боко харам" и созданию условий для восстановления мирной жизни.
Но события, последовавшие за ободряющими заявлениями президента, показали, что в действительности обстановка в северо-восточных штатах Борно, Йобе, Адамава и Гомбе все еще остается весьма напряженной.
Радикалы "Боко харам" провели ряд атак на населенные пункты в штатах Борно и Йобе, а также устроили штурм двух армейских баз, в том числе базы правительственных войск в районе деревни Джилли (штат Йобе, близ границы с Нигером). В конце июля экстремисты напали на базу, расположенную близ деревни Джакана (примерно в 30 км от города Майдугури — административного центра штата Борно), а перед этим сожгли местный пост полиции.
До сих пор нет точной информации о количестве жертв среди военнослужащих. В разных источниках содержатся весьма приблизительные данные — от нескольких десятков до нескольких сотен убитых. Впрочем, официальные представители армии отрицают, что жертв было много. Но очевидно, что очередной всплеск активности "Боко харам" стал для властей в Абудже неприятным и болезненным сюрпризом.
Вскоре последовали ожидаемые кадровые решения. В конце июля штаб нигерийских вооруженных сил в четвертый раз за последние 14 месяцев назначил нового командующего антитеррористическими операциями против "Боко харам". Генерал-майора Роджерса Николаса в командном центре в Майдугури сменил генерал-майор Абба Дикко.
Радикалы регулярно атакуют живущих в небольших населенных пунктах лесников, рыбаков и охотников. Боевики считают их информаторами нигерийской армии и местных отрядов самообороны, предоставляющими сведения о перемещениях и местонахождении мобильных вооруженных групп "Боко харам". Часть местного населения действительно помогает силовикам ловить радикалов и находить их тайники с оружием и боеприпасами.
Армейский контингент
Если нигерийские политики, исходя прежде всего из своих интересов, время от времени позволяют себе громкие заявления о скорой победе над "Боко харам", то военные, участвующие в антитеррористической операции, оценивают ситуацию значительно более трезво и открыто заявляют о рисках и проблемах.
В командном штабе в Майдугури говорят, что на передовой не хватает оборудования для обнаружения самодельных взрывных устройств, ощущается недостаток точной разведывательной информации, которая бы позволила офицерам контингента оперативно принимать эффективные решения.
Эта проблема возникла не сейчас, а в период правления предыдущего президента страны Гудлака Джонатана (2010–2015).
В тот крайне драматичный отрезок времени, когда боевики успешно вели военные действия и захватывали целые районы в штатах на северо-востоке страны, были зафиксированы многочисленные случаи коррупции и хищений бюджетных средств, выделенных для финансирования антитеррористических подразделений.
А современная техника и вооружение, предназначавшиеся для участников операции, непостижимым образом оказывались у активистов "Боко харам", которые немедленно применяли их в столкновениях с армией.
Решения
Командование операцией "Лафийя доул" готовится к наступлению на позиции "Боко харам" в северо-восточных районах Нигерии (там сосредоточены основные силы противника) при участии военно-воздушных сил. Основная цель — уничтожить лагеря и опорные пункты боевиков, освободить заложников, в том числе похищенных детей и подростков.
Параллельно с силовыми операциями правительство претворяет в жизнь программу амнистии боевиков, согласившихся сложить оружие. Судя по реакции официальной Абуджи, она проходит успешно: за последние месяцы намерение сдаться властям высказали более 700 активистов "Боко харам", в том числе влиятельные полевые командиры.
План президента также предусматривает постепенное восстановление социально-экономической инфраструктуры на северо-востоке страны, преодоление одного из самых страшных гуманитарных кризисов в новейшей истории Африки, который затронул около 15 млн человек. Предстоит вернуть в свои дома более 2 млн человек, бежавших от насилия и разрухи.
Руководство Нигерии понимает, что одними лишь военными методами решить проблему радикализма на северо-востоке страны не удастся. Вице-президент Йеми Осинбаджо подчеркнул, что "победы над "Боко харам" должны быть подкреплены эффективным развитием страны".
"Если мы и уяснили что-то для себя из опыта борьбы с боевиками, так это то, что противостояние должно включать не только меры силового характера, но и правильную социальную и экономическую политику", — отметил он.
Неразрешенная проблема с "Боко харам", конечно, не прибавляет политического капитала нигерийскому лидеру Бухари, намеревающемуся переизбраться на предстоящих в 2019 году президентских выборах.
Население помнит, что, возглавив страну в 2015 году, он пообещал полностью уничтожить боевиков и вернуть мир жителям северо-восточных штатов. Однако эта цель пока не достигнута.
Конечно, победа над группировкой не единственный фактор для победы политика, но, вне всякого сомнения, один из наиболее важных.
Впрочем, как полагает аналитик Мохаммед Абба-Аджи, Бухари может переиграть ситуацию в свою пользу. Для этого ему нужно убедить нигерийцев в том, что только продление его президентского мандата способно консолидировать нацию и вдохновить армию на окончательную победу над "Боко харам".