Последний бастион. Как Марокко решает вопрос нелегальной миграции в Европу
Первин Мамед-заде — о "призраках", стремящихся попасть в Испанию, прицельном огне, торговле людьми и финансовой помощи Евросоюза
По данным Международной организации по миграции, с начала 2018 года на территорию Испании проникли свыше 43 тыс. нелегальных мигрантов, из которых более 38 тыс. добрались до Пиренейского полуострова морским путем. Еще около 5 тыс. мигрантов сумели преодолеть систему пограничных заграждений и пробраться с марокканской территории в Сеуту и Мелилью — испанские полуанклавы на северо-западе Африки, имеющие статус автономных городов.
В свою очередь агентство по контролю границ "Фронтекс" отмечает, что в 2017 году произошло чуть более 200 тыс. незаконных пересечений на внешних границах ЕС, что на 60% меньше, чем в 2016 году. Однако Испания при этом испытала самое серьезное миграционное давление с 2009 года.
Число мигрантов, попавших в 2017 году в Испанию из Северной Африки, достигло рекордного уровня почти в 22,9 тыс. человек — это более чем в два раза превышает рекорд 2016 года. А по итогам 2018 года эти показатели будут еще выше.
Перенос миграционного давления на западносредиземноморский маршрут, по мнению экспертов, связан с успехами ранее принятых мер по снижению потоков с центральносредиземноморского (главным образом через Ливию и Тунис в Италию и на Мальту) и восточносредиземноморского трафиков (прежде всего через Турцию на Балканы). Сокращение привычных каналов нелегальной переправки мигрантов очень быстро почувствовали занимающиеся контрабандой людей криминальные сети, развернувшие опасный, но вместе с тем весьма доходный бизнес на северо-западе Африки.
Прицельный огонь в "призраков"
События, происходящие в последнее время близ атлантического и средиземноморского побережья Марокко, очень похожи на сюжеты криминальных боевиков с погонями и стрельбой. День и ночь корабли береговой охраны Королевского морского флота (КМФ) выслеживают нагруженные десятками нелегальных мигрантов быстроходные надувные катера, которые народная молва и местная пресса прозвали "призраками". Прежде они, как правило, использовались перевозчиками наркотиков, стремившимися как можно скорее проскочить Гибралтарский пролив.
"Призраки" стартуют с диких пляжей и безлюдных мест на побережье, часто поздним вечером или ночью. Расчет прост — надеясь на удачу и благоприятные погодные условия, без происшествий преодолеть расстояние до ближайшего участка испанского берега и высадить пассажиров.
Многие из них перед этим бежали от голода, нищеты или гражданских войн, проделали опасный путь из африканских стран южнее Сахары, рискуя погибнуть по дороге от голода, обезвоживания или суровых климатических условий пустыни. Поездка на катере по Гибралтарскому проливу — их последний, решающий марш-бросок в вожделенную Европу. Где, если повезет, их ожидают денежные пособия и, кто знает, быть может, хорошая работа и возможность длительного законного проживания.
Если все складывается удачно, катер довозит измученных нелегалов до побережья испанской Андалусии, где их встречают безмолвные камни или изумленные отдыхающие на пляжах. Зато нежелательная встреча с судами КМФ грозит водителю и пассажирам судна неприятностями.
В последние недели корабли береговой охраны ведут себя довольно жестко, открывая по уходящим от преследования "призракам" прицельный огонь из огнестрельного оружия. В конце сентября жертвой пули стала молодая марокканка Хайят Белькасем. Трагическая гибель девушки вызвала акции протеста и локальные беспорядки в ее родном городе Тетуан, а также спровоцировала бурю негодования среди правозащитников.
Впрочем, судя по заявлениям официальных лиц, суровые меры в отношении катеров с беглецами будут приниматься и впредь, несмотря на гнев определенной части общества.
Справедливости ради важно сказать, что береговая охрана занимается не только преследованием мигрантов, но также их спасением.
Через королевство
В том, что Марокко стало главным транзитным пунктом западносредиземноморского маршрута движения мигрантов и беженцев, а Испания приняла на себя столь мощный удар, нет ничего удивительного. Королевство ближе остальных стран Черного континента расположено к Европе: в самом узком месте Гибралтарского пролива расстояние между марокканским и испанским берегом составляет менее 15 километров.
Власти Марокко признают, что после активизации западносредиземноморского маршрута королевство начало испытывать сильнейшее давление, а преступные сети, занимающиеся переправкой нелегальных мигрантов в Евросоюз, стали более изощренными.
В ответ правительство усилило службы береговой охраны, прежде всего на севере Марокко, для перехватывания лодок с нелегалами. Например, за первые восемь месяцев этого года марокканские правоохранительные органы не допустили 54 тыс. случаев незаконной миграции. Большинство попыток было предпринято африканцами — выходцами из стран, расположенных южнее Сахары.
Одновременно с этим силовики устроили охоту на главарей и членов преступных сетей, занимающихся перевозкой мигрантов, и их сообщников из числа сотрудников пограничных служб и транспортных компаний.
С начала 2018 года правоохранительным органам Марокко удалось обнаружить и уничтожить более 80 таких сетей, из них 23 — только в августе. Сотни людей оказались на скамье подсудимых за участие в организации и осуществлении контрабанды людей.
Евросоюз обещает деньги
В Марокко резонно полагают, что королевство, оказавшись в положении бастиона, удерживающего миграционные волны из Африки, вполне обоснованно может рассчитывать на финансовую и техническую помощь со стороны Евросоюза.
Марокканские власти открыто заявляют, что борьба с потоками нелегальных мигрантов становится для королевства все более и более дорогостоящей. По подсчетам Рабата, содержание береговых служб только на севере страны — самом напряженном участке с точки зрения противодействия нелегальной миграции — обходится по меньшей мере в €200 млн ежегодно.
Очевидно, что затраты будут расти, если принять во внимание необходимость укрепления южных и восточных границ, откуда проникают африканские мигранты. Летом ЕС уже пообещал выделить €55 млн на защиту границ в Тунисе и Марокко, однако, как представляется, в королевстве ожидают финансовых вливаний гораздо большего масштаба и на постоянной основе.
В то же время марокканские власти решительно отвергают предложенную Евросоюзом инициативу о создании на территории королевства центров для содержания мигрантов — кандидатов на получение убежища в странах ЕС.
В Рабате эту идею расценили как бесполезную и не включающую в себя долгосрочного решения, заявив при этом, что "Марокко не хочет быть жандармом для Европы в миграционном вопросе".
И пока власти королевства не достигли всесторонней договоренности с ЕС о механизмах противодействия нелегальной миграции, Марокко осуществляет собственную стратегию. Мадрид, заинтересованный, конечно, в снижении миграционного прессинга с юга, выступает своего рода лоббистом в вопросе выделения Евросоюзом денег для Марокко.
Одновременно с этим марокканские власти решают вопросы по регулированию правового статуса мигрантов, находящихся нелегально на территории страны. По официальным данным, в 2014–2017 годах регистрацию для проживания, а также возможность работать или учиться получили около 50 тыс. человек, из них 90% — выходцы из Субсахарской Африки.