"Я никогда не смогу жить без тебя". Главная песня о любви для Катрин Денев
Дмитрий Горохов — о "Шербурских зонтиках", секретных агентах, Екатерине Великой и не сыгранных ролях французской актрисы
Фильмы принадлежат актерам в большей мере, чем многие себе представляют. В этом убеждена Катрин Денев, вложившая в каждую из своих 140 ролей часть души. Для многочисленных поклонников по всему свету актриса, отмечающая 22 октября свой день рождения, навсегда осталась трепетной Женевьевой из "Шербурских зонтиков" (Les parapluies de Cherbourg).
В момент съемок картины — летом 1963 года — ей было всего 19. Вероятно, то время было одной из лучших эпох Франции. Пятой Республикой управлял национальный герой — генерал Шарль де Голль, страна зачитывалась романами Франсуаз Саган, свой дом моды открыл Ив Сен-Лоран, на экране блистали Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, на сцене варьете покоряли публику Шарль Азнавур и Ив Монтан, идолом молодежи был французский пионер рок-н-ролла Джонни Холлидей. И каждая француженка мечтала о славе Брижит Бардо.
Необычный кастинг
Режиссер Жак Деми, искавший героиню для новой картины, давно обратил внимание на Денев. Кастинг прошел в необычных условиях. Когда актриса пришла домой в гости к режиссеру и его жене, оказалось, что претендентка на главную роль — на последних неделях беременности. На свет вот-вот должен был появиться Кристиан, сын Катрин и Роже Вадима (французского режиссера русского происхождения Вадима Племянникова).
Аньес Варда, спутница и коллега Деми, хорошо запомнила тот день. "Когда Катрин пришла к нам, у нее была невероятная прическа огромных размеров, и это так раздражало Жака, что он попросил меня сделать что-нибудь", — вспоминала хозяйка дома. Вооружившись щетками и расческой, она объяснила актрисе: "Жак хотел увидеть вас в образе, а ваша прекрасная прическа этому мешает, позвольте я чуть ее изменю". Аньес расчесала ее роскошные волосы, расправив их так, чтобы "ничто не мешало видеть прекрасное лицо". С новой прической Катрин вошла в большое кино.
Идея полностью музыкального фильма, возникшая у Жака Деми, имела мало сторонников. Продюсер Маг Бодар, ныне благополучно здравствующая в 102 года, с трудом собрала тогда необходимый бюджет: 1,3 млн франков (около €198 тыс.). Помог ее спутник, создатель французского новостного телевидения Пьер Лазарефф, сын эмигрантов из России, выросший на Монмартре. Но средств было в обрез. Впрочем, Денев никогда не считала это проблемой. По ее мнению, "большие деньги вредят картинам, но их нехватка, напротив, может быть на пользу: будить тревогу, желание и воображение, которое так необходимо".
Навсегда Женевьева
Картину снимали в нормандском Шербуре, влекущем ныне путешественников всего мира, которые, разумеется, не покидают город без зонтика. Жесткий хронометраж сплотил участников съемок, отсутствие опыта побудило экспериментировать. Проблем было множество: труднейший play back под записанную музыку, бесконечные репетиции, сложные мизансцены.
"В этих условиях результат был просто чудом, на всех нас снизошла благодать", — считает исполнительница главной роли. Многие годы спустя она помнит картину наизусть: "Роль приходилось учить каждый день в течение двух месяцев, постоянно разыгрывать все диалоги, и сегодня я могу повторить текст любого персонажа. Фильм так вошел в мою память, что каждый раз все возвращается вновь".
"Я никогда не смогу жить без тебя" (Je ne pourrais jamais vivre sans toi) Мишеля Леграна — для нее навсегда главная песня о любви. Она звучит в эпизоде, когда Женевьева на вокзале провожает возлюбленного, уезжающего в Алжир, где идет война.
"Эти слова говоришь, когда испытываешь огромное чувство любви к другому, — вспоминала Денев этот эпизод в интервью "Монд". — Я вижу любовь как драму, и хеппи-энд по-американски меня не убеждает. За некоторыми исключениями, страстная любовь редко кончается хорошо".
Ее звали Франсуаз
По признанию актрисы, опыт, приобретенный на съемках "Шербурских зонтиков", для нее необычайно важен: "Встреча с Жаком Деми была для меня определяющей. Не знаю, осталась бы я в кино, если бы наши дороги не пересеклись".
Фильм удостоился "Золотой пальмовой ветви" — высшей награды Каннского фестиваля.
В 1966 году режиссер пригласил Катрин и ее старшую сестру Франсуаз Дорлеак сыграть в новом музыкальном фильме "Девушки из Рошфора" (Les Demoiselles de Rochefort). В течение четырех месяцев сестры репетировали танцы, и публика была в восторге от их пластики на экране.
Но годом позже произошла трагедия. В июне 1967 года 25-летняя Франсуаз погибла в автокатастрофе. Актриса торопилась в аэропорт Ниццы, чтобы лететь в Лондон на премьеру английской версии фильма. Она не справилась с управлением на мокром шоссе, и машина врезалась в указательный столб. Франсуаз сгорела в автомобиле, двери которого так и не смогла открыть.
"Настоящей актрисой из нас была именно она, — сказала Катрин о сестре в интервью французскому журналу Psychologies ("Психология"). — Она училась на театральных курсах, а я не училась. Она настояла, чтобы я сыграла вместе с ней в фильме "Двери хлопают" (Les portes claquent). Иначе я вряд ли бы пошла по этому пути. Без нее — никогда".
Внутренней силой, которая есть в ней сегодня, она также обязана сестре. "Когда в молодости переживаешь такой глубокий траур, он не покидает тебя затем никогда, — призналась Катрин. — Кроме того, что мы были сестрами, нас объединяла профессия, и мы были очень близки. Я несу это в себе. Мы живем с вместе с ушедшими, не так как с живыми, но все-таки они рядом".
Катрин посвятила сестре книгу "Ее звали Франсуаз" (Еlle s'appelait Françoise). Она выпустила ее вместе с Патриком Модиано в 1996 году. Столь же сильную связь, как в свое время с Франсуаз, Катрин Денев ощущает сегодня с Кьярой, дочерью от брака с Марчелло Мастрояни. "Мы очень близки, и не только потому, что она выбрала эту профессию, — уточняет Денев. — Нас объединяет также характер".
Дневная красавица
Несмотря на трагедию, Катрин продолжала работать и сыграла в фильме "Дневная красавица" (Belle de Jour) по роману Жозефа Кесселя. На этот раз зрители увидели ее в роли жены врача, ведущей тайную жизнь.
Эта роль расходилась с ее образом сказочной феи, но картине о современной госпоже Бовари сопутствовал успех. Фильм собрал в прокате более $20 млн. Британский журнал Empire ("Империя") поставил ленту на 56-е место в своем списке "100 лучших фильмов мирового кино". На фестивале в Венеции картина завоевала главный приз.
Впрочем, зрители уже могли оценить драматический дар Катрин в фильме "Отвращение" (Répulsion), где ее героиня сходит с ума.
Эту психологическую драму Полански снял со скромным бюджетом в £65 тыс., тогда как сборы от фильма превысили £3 млн.
В "Тристане" Бунюэля ее роль вновь далека от мира грез "Шербурских зонтиков".
В 1968 году она сыграет вместе с Омаром Шарифом во франко-британском фильме "Майерлинг" (Mayerling), повествующем о романе наследника австрийского престола Рудольфа с баронессой Марией фон Вечера и самоубийстве влюбленных.
Драма соберет широкую аудиторию по всему миру, в том числе в Советском Союзе.
Ошибка резидента
Летом 1969 года руководитель резидентуры ЦРУ в Париже Пол Чалемски составил донесение в Вашигтон. Депеша резидента содержала сведения, которые сообщил ему секретный агент на встрече в кафе у станции метро "Дюплекс" (Dupleix), что на шестой линии парижского метрополитена в XV округе столицы.
"Петунья" — таким именем был зашифрован информатор — проник в круги американских дезертиров во Франции, не желавших участвовать в войне во Вьетнаме .
От одного из них, Ларри Кокса, агент якобы узнал, что тот проводил сбор средств в помощь американским противникам войны. Кокс, докладывал он, получил $100 от Жан-Поля Сартра, неизвестную сумму от Симон де Бовуар и 1500 франков от Катрин Денев. В документе имя актрисы было подчеркнуто, вероятно, одним из читателей депеши в ЦРУ. Резидент Чалемски ссылался и на другого американского дезертира из круга парижских контактов "Петуньи", сообщавшего, что "одна французская актриса дает деньги на дом дезертиров и делает взносы в их фонды".
Донесение оказалось среди рассекреченной документации ЦРУ, которую американская спецслужба собирала в связи с убийством Джона Кеннеди. В 2017 году было рассекречено почти 3000 документов из этого досье. При этом большинство из них, как констатировала газета "Паризьен", "к покушению на жизнь 35-го президента США 22 ноября 1963 года имели весьма далекое отношение".
В любом случае Кокс, возглавляющий ныне правозащитную организацию в США, подтвердил, что был объектом слежки со стороны ЦРУ, но категорически отверг утверждения о получении денег от деятелей французской культуры. Он сказал, что виделся с Денев всего несколько минут на антивоенном митинге, в котором участвовал также Сартр. "Мы получали время от времени небольшие суммы от дарителей, но я не мог бы проследить происхождение этой помощи и сказать, участвовал ли в этой поддержке кто-либо из перечисленных в донесении лиц", — сказал Кокс.
"Не помню", — в свою очередь прокомментировала Денев. Но тут же добавила, что "считала бы такую помощь естественной".
Последнее метро
Особая страница в ее творчестве — работа с Жераром Депардье. Они сыграли вместе в десяти лентах.
Первая встреча произошла в фильме "Последнее метро" (Le Dernier Métro, 1980). Действие этой культовой картины Франсуа Трюффо происходит во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже.
Денев сыграла главу театра на Монмартре, Депардье — актера, мечтающего вступить в ряды Движения Сопротивления. Фильм собрал неслыханный урожай наград: целых десять премий "Сезар" во всех главных номинацих. Тандем Денев — Депардье удостоился высшего кинематографического отличия Франции за актерское мастерство.
Спустя еще четыре года две звезды вновь снимались вместе в самой дорогой на тот момент ленте французского кинематографа "Форт Саган" (Fort Saganne, 1984). Картина была снята режиссером Аленом Корно по одноименному роману Луи Гарделя. Для съемок в мавританском городе Шингетти был специально построен целый форт.
В конце 1985-го комитет мэров французских городов избрал кинозвезду моделью для скульптурного изображения Марианны. Со времен Французской революции образ молодой женщины во фригийском колпаке — символ Республики.
В 1992 году она снялась в фильме "Индокитай" (Indochine), действие которого происходит во Вьетнаме в колониальную эпоху. Картина завоевала премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Актриса также впервые была номинирована американской киноакадемией на премию за лучшую женскую роль.
Быть на экране
"У нее самый красивый голос во французском кино — точный, строгий, такой, как нужно", — отметил писатель, член Французской академии Эрик Орсенна. По словам режиссера Жан-Поля Раппно, "ее скорость речи, смены ритма — поразительны, при этом она никогда не теряет ни одного слога".
Она равнодушна к наградам и отказалась от ордена Почетного легиона. Но в 1999 году согласилась стать послом ЮНЕСКО с конкретной миссией: сохранение кинематографического наследия.
В ноябре прошлого года в интервью газете "Ouest-France" кинозвезда, создавшая в кино целую плеяду романтических героинь, призналась, что хотела бы воплотить на экране образ Екатерины Великой, управлявшей Российской империей в последнюю треть беспокойного XVIII столетия.
"Жаль, что во Франции, — добавила она, — снимать такие картины почти невозможно из-за их высокой стоимости". По словам Денев, ей также хотелось бы сыграть писательницу Жорж Санд, из-под пера которой вышли 70 романов.
В интервью актриса призналась, что дорожит своей личной жизнью.
"Я остерегаюсь социальных сетей и слухов, которые они распространяют", — сказала Денев. Она никогда не открывает дверь своего дома для телекамер, не имеет аккаунта в Facebook, сводит к минимуму общение по электронной почте.
"У электронной почты есть ужасное качество, она вторгается в вашу жизнь и требует немедленного ответа, будто вы все дни должны проводить у экрана", — заметила актриса. Она пояснила, что ее работа состоит в том, чтобы быть на экране, а не перед ним.