Мальчик с плаката. Как "Богемская рапсодия" изображает Фредди Меркьюри?
Тамара Ходова — о том, удалось ли фильму объять необъятное
Биографическая картина предпринимает смелую попытку рассказать про лидера группы Queen Фредди Меркьюри, но скорее развлекает зрителя и эксплуатирует голос музыканта, чем исследует его личность и творчество.
Молодой парсиец Фарух Булсара (Рами Малек) работает грузчиком в аэропорту, бесится на то, что его зовут пакистанцем, а духовному развитию предпочитает походы по клубам. После того как группу Smile покидает вокалист, Фарух, называющий себя Фредди, предлагает ее участникам себя на замену и прямо посреди парковки поражает глубиной своего голоса (примерно, как Леди Гага Брэдли Купера в пошлом "Звезда родилась"). Новый солист точно знает, чего он хочет и как добиться успеха, — Smile переименовывают себя в Queen, записывают альбом и становятся великими.
"Богемская рапсодия" следует обычной сюжетной канве большинства биографических картин: он был талантлив и неизвестен, стал популярным, что-то пошло не так, а потом он умер. При этом здесь настолько сглажены углы, что нам не рассказывают о Меркьюри ни как о человеке, ни как об артисте.
По сути, фильм стремится постоянно развлекать, а не вдаваться в подробности жизни и творчества певца: мы не узнаем про его происхождение и отношения с семьей, о его сексуальности и проблемах, с которыми сталкивались люди с нетрадиционной ориентацией в 70-е, о его болезни, творческом процессе, образе мыслей.
Картина делает попытки обрисовать сложную натуру Меркьюри с помощью нескольких фраз типа: "Быть человеком довольно непросто, требуется анестезия", — но в основном проходит по всем больным темам по верхам. Это само по себе удивительно, так как длится "Богемская рапсодия" 2 часа 15 минут, но, в отличие от одноименной песни, которую не хотели пускать в эфир из-за продолжительности в непозволительные шесть минут, никак это не оправдывает.
Одной из движущих сил группы Queen было ее стремление к уникальности и желание сказать что-то новое в музыке, тогда как фильм, рассказывающий про это, получился максимально конвенциональным.
Может быть, приобрести индивидуальность проекту помешали проблемы с режиссурой: в середине съемок Брайан Сингер ("Подозрительные лица", "Люди икс") был уволен, и его заменил Декстер Флетчер ("Эдди "Орел"). Не помог ему и рейтинг Pg-13 (у нас 18+): стерильность обстановки удивляет, если учесть, что действие происходит в самый разгар 70-х.
Несмотря на все недостатки, фильму удается увлечь и не наскучить. Рами Малек ("Мотылек", "Мистер робот") виртуозно передает притягивающую энергетику и сексуальность Меркьюри, поэтому концертные номера в сочетании с невероятной мощью музыки Queen действительно захватывают. Расстраивает только русский дубляж, который опошляет игру Малека бесконечными "дорогушами".
Обаятельны и Гвилим Ли в роли гитариста Брайана Мэя, Бен Харди в качестве барабанщика Роджера Тейлора и Джо Маццелло, сыгравший бас-гитариста группы Джона Дикона. Хотя играть им практически нечего. Фильм беспощаден к музыкантам и их творческому процессу так же, как и к личности Мэркьюри. Они приходят в студию, сразу же сочиняют гениальную мелодию, а там и хит не за горами. Такое пренебрежение как минимум вызывает недоумение, если учесть, что, например, прекрасный "Любовь и милосердие" про Beach boys умудрился построить на этом весь сюжет.
Смысловая нагрузка "Богемской рапсодии" минимальна: ты одинок среди толпы, слава и деньги не помогут обрести счастье, а музыка объединяет и возносит к небесам. И песни Queen действительно возносят, но фильм здесь ни при чем.