Неуязвимый встречает Зверя (а лучше бы не встречались). Новый фильм Шьямалана "Стекло"
Тамара Ходова о том, почему новая киновселенная режиссера оказалась неработоспособной
Картина завершает трилогию когда-то главного мистификатора Голливуда М. Найта Шьямалана, которую он начал 19 лет назад с фильма "Неуязвимый".
В первой части герой Сэмюэла Л. Джексона по прозвищу "Мистер Стекло" пытался убедить Дэвида Данна в исполнении Брюса Уиллиса в том, что тот на самом деле неуязвимый супергерой, чье призвание — бороться с плохими парнями. Шьямалан вернулся к этой теме лишь спустя 16 лет (успев снять несколько удачных и много неудачных картин) в фильме "Сплит", где мы познакомились с Кевином Венделлом Крамблом, страдающим диссоциативным расстройством личности, в виртуозном исполнении Джеймса Макэвоя. Часть из его 24 личностей объединяется в так называемую орду и похищает трех девушек. Она намеревается принести их в жертву некоему таинственному и ужасному Зверю, еще одной личности Кевина, которую, впрочем, никто из них не видел.
В этом фильме режиссер продолжает рассуждать на тему супергероики: а что если люди, которых общество с готовностью быстро распределяет в раздел "психов и ненормальных", на самом деле просто воспринимают мир по-другому и из-за этого способны на гораздо большее, чем их "нормальные" собратья. Психолог доктор Флетчер (Бетти Бакли) берет на себя роль Мистера Стекла и пытается убедить мир в существовании чего-то нового, за рамками человеческих возможностей. К сожалению, вся кампания по демарганализации людей с психическими расстройствами заканчивается на том, что Кевин ест людей и намерен мстить всем тем, кто не страдал и живет обычной беззаботной жизнью.
"Стекло" начинается сразу же после событий "Сплита" — избежавший наказания Кевин крадет еще трех девушек, но на этот раз за ним охотится Данн на пару со своим уже взрослым сыном Джозефом (Спенсер Трит Кларк). Данн быстро находит все 24 личности Кевина, но их обоих ловит доктор Элли Стэпл (Сара Полсон) и с помощью полиции отправляет в психиатрическую клинику. Добрую часть фильма Стэпл убеждает всех троих (к недоумению Данна, его соседом оказывается старый знакомый Мистер Стекло), что у них у всех мания величия и никакие они не супергерои.
Когда почти 20 лет назад вышел "Неуязвимый", мир еще не успел привыкнуть к комиксам и супергероям: в этом же году вышел первый фильм про академию мутантов "Люди Икс", а до этого — три картины про Бэтмена. Революция в мире комиксов еще не началась. Тогда триллер Шьямалана про кризис самоидентификации, заполненный долгоиграющим саспенсом, хоть и не блистал зрелищностью, но захватывал оригинальностью режиссуры и смотрелся свежо и необычно.
В "Стекле" режиссер использует все те же приемы, вот только саспенс здесь так и не появляется, а вялотекущее действие остается. Конечно, не стоит забывать, что главным козырем Шьямалана остаются неожиданные сюжетные повороты, но здесь их придется ждать мучительно долго, и они вызывают скорее недоумение, чем шок
Откровения уровня "Я вижу умерших людей" точно ожидать не стоит, как и какого-никакого экшена, к которому привыкло поколение, выросшее на напичканных спецэффектами экранизациях комиксов. Да что уж говорить, поколению, выросшему на триллерах Шьямалана, тоже придется несладко.
Несмотря на то, что все три персонажа оказываются в заточении и в их общих интересах оттуда выбраться, между ними так и не возникает химии, и актеры существуют как бы по отдельности: Уиллис без особой рефлексии дает классического крутого Брюса, Джексон большую часть фильма играет овощ, а затем заводит старую шарманку про "поверь в себя", ну а Макэвой пулеметной очередью выдает все свои разнообразные персоналии. Одержимость Кевина своим высшим предназначением приобретает характер религиозного фанатизма, а вера в супергероев практически уподобляется вере в Бога, что, в общем, судя по состоянию современной культуры, по мнению Шьямалана, недалеко от истины. "Только посмотрите, как себя ведут посетители всех этих фестивалей комиксов!" — взывает героев к разуму доктор Стэпл.
В своих попытках раскрыть тайны возможностей человеческого мозга, которые опираются на мифологию мира комиксов, режиссер безнадежно устарел
Мир развлечений, которым уже более десяти лет единолично владеют супергерои всех возможных мастей, без надобности убеждать в их существовании. Понятное дело, что реальному миру до этой убежденности далеко, однако о том, что каждый может стать супергероем, для этого лишь стоит поверить в себя, нам тоже уже много раз говорили, и недавно вышедший "Человек-паук: Через вселенные", например, делает это намного изобретательнее и убедительнее. А уж то, что самим сверхлюдям ничто человеческое не чуждо, нам показал дядюшка Стэн Ли еще в начале 60-х.
В конце фильма Мистер Стекло с восторгом утверждает, что мы становимся свидетелями зарождения новой вселенной. К сожалению, с ним невозможно согласиться.