31 ЯНВ, 08:00

Из фестивальных кулуаров — в фавориты "Оскара": фильм "Фаворитка" Йоргоса Лантимоса

ХОДОВА Тамара
Кинокритик

Тамара Ходова — о том, как отказ от излюбленного режиссером формализма привел его к всеобщей любви

В четверг, 31 января, в прокат выходит фильм "Фаворитка" молодого греческого эксцентрика Йоргоса Лантимоса, получивший десять номинаций на премию "Оскар". В этой едкой исторической драме режиссер "выключает" режим бога и обращается к зрителю.

Начало XVIII века, Англия в состоянии войны с Францией, которая вскоре может завершиться мирным договором. Однако леди Сара Черчилль (Рейчел Вайс) на пару со своим мужем лордом Мальборо считают, что войну надо продолжать и для ее финансирования взимать больше налогов с подданных. Парламент с ней не согласен, решающее слово — за королевой Анной, но ей совсем не до этого: болят ноги, настроение плохое, хочется сладкого и макияж вышел неудачный. Ее давний друг и фаворитка леди Сара по привычке берет все в свои руки. В это время в королевский дворец прибывает дальняя родственница леди Сары, Эбигейл Мэшем, лишившаяся наследства и титула. Та проникается сочувствием к бедной родственнице и устраивает ее служанкой, однако как только Эбигейл понимает, что Сара занята войной больше, чем королевой, ее амбиции принимают больший масштаб.

Лантимос привык относиться к публике как королева Анна к своим 17 кроликам — только та их холит и лелеет, воспринимая каждого как своего ребенка (по кролику на каждое погибшее дитя), а вот Лантимос ставит над ними различные эксперименты. Многие назвали бы это издевательством, но из уважения к свободе художественного выражения режиссера будем считать это экспериментом. Его "Клык" и "Убийство священного оленя" были вызывающе неприятными, тревожными, бросающими зрителям вызов. Режиссер как будто в открытую усмехался нам в лицо, терпеливо наблюдая за тем, сколько мы сможем выдержать. "Лобстер" в этом плане был самым человечным фильмом Лантимоса, потому что в нем проскальзывали хоть какие-то крупицы настоящих эмоций.

"Фаворитка" берет совершенно другое направление. Грек в первый раз снимает по чужому сценарию, Деборы Дэвис и Тони Макнамары, отказывается от предельного формализма и кидается в другую крайность. Вместо одеревенелых актеров и лишенных всякой интонации диалогов мы видим трех невероятно живых героинь, стреляющих в нас едкими, остроумными репликами как из пулемета. Лантимос не сильно беспокоится об исторической достоверности и создает своеобразный альтернативный мир: стремительные диалоги перемежаются сюрреалистичными сценами из жизни королевского двора, где забрасывают голых людей гнилыми фруктами, устраивают утиные бега и купаются в грязи. Картину завершают невероятные костюмы художницы Сэнди Пауэлл в монохромных черно-белых тонах и темные декорации Фионы Кромби. Лантимос смотрит на все снизу вверх через "рыбий глаз" и таким образом только усиливает атмосферу клаустрофобии и паранойи, охватывающую персонажей.

Три героини борются за выживание, манипулируя, обманывая и запутываясь в своих собственных чувствах, когда ложь повторяется так часто, что становится правдой. Самой искренней из них оказывается капризная, больная и несчастная Анна, которая хоть и знает о том, что ее используют, готова отдаться этой игре без остатка. И эта искренность в итоге перехитрит ее алчных фавориток. Мужчины в фильме тоже присутствуют и тоже хотят занять место под солнцем, чего только стоит румяный Николас Холт в огромном парике, но они выступают скорее в качестве инструментария, нежели как полноправные участники напряженной борьбы за власть.

В конечном счете все сводится к извечным вопросам: что такое дружба, любовь, верность? И там, где заканчивается комедия, начинается драма и излюбленное Лантимосом морализаторство. Веселье быстро прекращается, а режиссер приходит все к тому же выводу, что и в своих предыдущих фильмах: мы все грешны, любви нет

Последние галлюциногенные кадры в "Фаворитке" воспринимаются как своеобразный реверанс грека своим прошлым работам и прощание с прежним собой.

Лантимос всегда был любимцем фестивальной публики — каждый раз, когда он приезжал на Каннский фестиваль, тот одаривал его какой-нибудь наградой. Он никогда не апеллировал к широкому зрителю, да и тот к знакомству особо не стремился. "Фаворитка" перевела общение режиссера с публикой в более понятную, удобоваримую плоскость. Да и по тому, как восторженно приняли фильм критики, можно подумать, что они вздохнули с облегчением: наконец-то грек перестал издеваться над ними и своими героями и стал простым наблюдателем, прямо как мы с вами. Американская киноакадемия тоже не заставила себя ждать: картина получила десять номинаций на кинопремию "Оскар", в том числе в самых главных категориях: "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Столько же номинаций дали только фильму "Рома" Альфонсо Куарона. Это открывает перед Лантимосом совершенно новые возможности, и вместо родного Каннского фестиваля ему раскроет свои объятия Голливуд. Вопрос только в том, удастся ли режиссеру в новых обстоятельствах остаться верным самому себе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru