"Бизнес в идеале". Кто такие социальные предприниматели
Наталия Зверева — о том, что социальное предпринимательство — это когда люди "мыслят не проблемами, а возможностями"
В водопроводах Самарской области плохая вода. В городе Вельске родителям с детьми решительно некуда пойти. Миллионы небогатых туристов мечтают побывать на Камчатке, но не могут. В Калининграде безбарьерная среда слишком барьерная — инвалидам нужны коляски-джипы повышенной проходимости. В Нефтеюганске не хватает детских садов. В Архангельске недоношенным детям не во что одеться. Кругом проблемы, проблемы, проблемы.
И это, конечно, плохо. Но это еще и хорошо.
Потому что проблемы существуют не только для того, чтобы доставлять неудобство людям. Но и для того, чтобы их решать. В том числе и инструментами бизнеса. А точнее — социального предпринимательства. Именно так называют свою деятельность люди, которые зарабатывают деньги, решая общие проблемы, — особенно если пока их не очень эффективно решает государство.
Чистая вода и парк динозавров в райцентре
Госдума приняла в первом чтении законопроект о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства. Это хорошая новость, даже учитывая то, что само понятие по-прежнему трактуется узко. Законодатели пока считают "социальными предприятиями" только те субъекты малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость инвалидов, пенсионеров и других социально уязвимых групп граждан.
На самом деле это явление гораздо более обширное. И его грамотное развитие может принести намного больше пользы, чем просто трудоустройство тех, кого не берут на работу акулы бизнеса.
Проблему плохой воды в Самарской области частично решила компания "Дедал" и ее основатель Камиль Бакиров: он создал сеть аппаратов по продаже очищенной воды, подключенных к городской системе водоснабжения, и теперь продает ее всего по 3 рубля за литр. Проблему камчатской дороговизны решил Александр Мещанкин и его турфирма "Россомаха": Александр сумел создать дешевый местный турпродукт и получил хороший поток небогатых клиентов. Тоску города Вельска разогнал местный предприниматель Сергей Пятовский: он построил в своем райцентре парк динозавров, и, хотя в успех идеи никто не верил, теперь к нему съезжается половина Архангельской области. А недоношенные дети всей страны с некоторых пор очень модно смотрятся в одежде компании "Листик", которую основали бывшие офисные клерки Маргарита Кузнецова и Ксения Гришанова.
Как появляется на свет социальный предприниматель?
Этап первый. Человек просто решает свою личную проблему. Бывший летчик Роман Аранин из Калининграда разбился на параплане, сломал шею в районе позвонка C4 и оказался в инвалидной электроколяске с джойстиком. Однажды коляска подвела его на прогулке. Вместе с другом-инженером Роман разработал принципиально новую надежную модель для себя — аппарат с гироскопом, сиденье которого остается в горизонтальном положении даже при подъеме в гору. Роман заказал его сборку в Тайване и между делом заметил, что ближайший аналог на рынке стоит в 2,5 раза дороже.
Этап второй. Человек понимает, что способен не только решить свою проблему, но и помочь собратьям по несчастью. Первое время он думает об этом в категориях благотворительности. Тот же Роман Аранин поначалу просто конструировал аналогичные инвалидные коляски по себестоимости для всех, кто к нему обращался. Скоро линейку моделей пополнил аппарат повышенной проходимости, вслед за ним появилась новая разработка — ступенькоход. Но в конце концов будущему социальному предпринимателю стало ясно, что если он хочет и дальше двигаться вперед, то ему нужны ресурсы. Две-три попытки получить их от государства, как правило, ни к чему не приводят. Возникает потребность создавать этот ресурс самостоятельно. Как? Пока непонятно.
Этап третий. Если у человека достаточно воли, то он делает первые интуитивные предпринимательские шаги. Сначала пытается в меру своих способностей смастерить машинку для исправления реальности "на коленке". Потом появляются единомышленники, возникает команда. Но энтузиазм тоже не вечен, поэтому единомышленники эволюционируют и постепенно приучаются мыслить не проблемами, а возможностями, то есть становятся частью предпринимательской культуры. Если основатель и его сподвижники достаточно настырны, восприимчивы к новому и в своем личностном росте поспевают за ростом проекта, то в какой-то момент он пробивает потолок жизнеспособности и сам становится ресурсом, то есть окончательно превращается в бизнес. На сегодняшний день Роман Аранин продал 550 своих особых колясок и уже начинает строить собственный завод по их производству на 4,4 га.
Бизнес в чистом виде
Таким образом, социальное предприятие — это не "бизнес на службе у общества" и не какой-то особый вид "недокоммерческой деятельности". Это предпринимательство в идеале. Бизнес в чистом виде. Ведь любой по-настоящему предпринимательский проект можно построить, лишь решив для людей какую-то проблему. И качество такого проекта зависит от важности проблемы, которую он вылечивает: она может быть чисто потребительской, а может быть социально важной. Новый ресурс в бизнесе всегда возникает из некоего несовершенства окружающего мира, помноженного на собственный активный идеал. Под таким углом зрения любая проблема становится не источником стресса, а топливом для движения вперед.
Эта банальная истина иногда очень успокаивает. Причем не важно, бизнесмен ты или наемный работник. Каждому человеку нужно просто сделать выбор. Либо, подобно большинству, считать неприятности в своей жизни признаком несчастной судьбы. Либо вслед за Конфуцием решить, что в преодолении трудностей состоит главное наслаждение жизни, и начать использовать проблемы в качестве ценного ресурса. Как Том Сойер, который сумел превратить общественную работу по покраске забора в источник вдохновения для своих приятелей и инструмент получения прибыли для себя.