Титан отечественного кино. Евгений Стеблов — о Георгии Данелии
Евгений Стеблов — о том, как режиссер сотворил свой мир, который никто никогда не сможет воссоздать
Я знал, честно говоря, что он тяжело болел и давно, но все равно, когда такая трагедия происходит, она застает тебя врасплох. До конца не хочется верить, так как надеешься на лучшее. Вроде понимаешь, что это может произойти, но отгоняешь от себя эту мысль.
Для меня это очень близкий по духу человек, потому что когда я попал в его картину "Я шагаю по Москве", я не просто попал в кино, я попал в свое кино. Это очень близкий для меня режиссер. Мир Данелии — это в значительной степени отражение моего мира. Удивительно, что господь так распорядился и я попал, к счастью моему, в его фильм. Он стал моим крестным отцом, моим наставником в кинематографе.
Изначально на мою роль (Саши Шаталова — прим. ТАСС) был утвержден другой актер, однако когда я появился в поле зрения Данелии, мы провели пробы, и он заменил его на меня. Что-то им двигало сделать это, и я ему за это бесконечно благодарен. Он рассказал мне про это только через 40 лет после съемок картины. Я спросил его: "А что же вы мне раньше не говорили?" Он мне ответил: "А зачем тебе про это знать? Может быть, он тебя всю жизнь ненавидит, что ты ему дорогу перебежал". Но мне трудно судить, так как я не знаком с этим человеком.
Нельзя сказать, что из-за него я попал в кино, до "Я шагаю по Москве" я снялся в эпизодической роли на студии Горького, но из-за него я попал именно в свой мир, в кино, близкое мне по духу.
Данелия навсегда останется учителем и совершенно неповторимым художником с уникальной интонацией. Это один из первых импрессионистических фильмов, это фильм-настроение. Он поэтому и стал киноклассикой
Каждые десять лет новое поколение кинематографистов пытается снять нечто подобное — такое влияние эта картина оказала на эстетику отечественного кино, но, конечно, это ни у кого не выходит. Даже Георгий Николаевич как-то сказал, что все свои картины он мог бы снять еще раз, но только не "Я шагаю по Москве". Есть чудо в искусстве, которое порой является и чудом для самого творца, самого автора.
Мы не ожидали, что у фильма будет такой успех, хотя я лично вообще об этом не думал. Я не представлял, что так произойдет. В этом произведении совпало очень многое — и гений Георгия Николаевича, и сценарий Гены Шпаликова, и невероятная операторская работа Вадима Юсова, и музыка Андрея Петрова. Данелия очень легок в работе с актерами, и этот фильм снимался легко и почти без дублей. Иногда, конечно, он что-то переснимал, у меня тоже были такие сцены. От всех режиссеров его отличало то, что он Данелия.
Это неповторимый, выдающийся художник. Классик нашего отечественного кинематографа
Это титан, я бы его так назвал. Масштаб его творчества — грандиозный. Я бы назвал Данелию айсбергом, то есть его подводная часть была очень большая, а на поверхности это все выглядело достаточно легко, так же, как и легко воспринимаются его картины. Но там невероятная глубина. Его картины были легкими по интонации, но со сложной структурой и глубоким контекстом.