29 АПР, 09:15

"Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спартак" и еще четыре балета, которые стоит увидеть

ХЛОПОВА Вита
Исследователь современной хореографии

Как разобраться в танцевальном искусстве и начать его понимать

Несмотря на то что Советский Союз уже давно позади, а фраза "балет впереди планеты всей" молодому поколению, может, и не так известна, это классическое искусство все равно остается одной из главных наших визитных карточек. Если для иностранца неважно, на какой спектакль попасть в Большой театр, главное, чтобы он был на Исторической сцене, где можно сделать селфи и поставить галочку в списке главных дел в Москве, то у нас есть возможность выбрать, на что пойти. Мы подготовили для вас список постановок, которые идут на лучших сценах России, и объяснили, чем они могут быть интересны.

"Лебединое озеро"

Даже если вы ненавидите балет, "Лебединое озеро" хоть раз в жизни стоит посмотреть. В Большом театре сделать это проблематично, так как приличные и недорогие билеты раскупаются в первые секунды продаж, а потратить 15 тыс. рублей на партер не каждый в силах. Зато буквально через дорогу есть прекрасный театр имени Станиславского, где идет версия 1953 года Владимира Бурмейстера. Это "Лебединое" интересно еще и тем, что парижане, увидев его на гастролях в 1960 году, сразу же забрали к себе на сцену Парижской оперы. Там оно и шло до тех пор, пока в 1980-х годах Рудольф Нуреев не заменил эту постановку своей собственной. В этой версии есть почти драматический пролог, объясняющий превращение прекрасной девушки в лебедя, а вот легендарный Белый акт сохранен в версии Льва Иванова, сочинившего его в 1895 году.

"Щелкунчик"

Делающий кассу любому театру мира "Щелкунчик" для артистов балета — ежегодный марафон на выживание, для зрителей — волшебный шанс сходить в новогодние праздники на самый сказочный балет. Чтобы суметь попасть на "Щелкунчика", лучше всего мониторить билеты уже ранней осенью и выбирать не декабрьские предновогодние спектакли, где конкуренции за билет будет больше, а постпраздничные январские выступления. В двух главных театрах страны — Большом и Мариинском — они идут довольно продолжительное время, поэтому для особых любителей балета есть шанс даже успеть попасть в новогодние каникулы на оба и сравнить, чья версия вам ближе.

"Коппелия"

Балетоманы еще помнят, как в Москве в этой партии блистал мало кому на тот период известный Сергей Полунин, и теперь ни один показ этого спектакля не обходится без сравнения с тем самым исполнением. Между тем он прекрасен даже и без Полунина: самая легкая комедия, которая станет понятна любому ребенку без чтения либретто, уже давно завоевала любовь в сердцах истинных любителей балета.

История про ветреного молодого человека, который почти что на пороге свадьбы увлекается одной интеллектуальной красоткой с книгой, заставляет смеяться и детей, и взрослых. Ведь красотка оказывается куклой, а вот невеста — очень смышленой, чтобы ситуацию превратить в комедию. На этот балет в Большой театр можно смело идти с детьми с уверенностью, что история их не утомит.

А второй акт — в доме старого мастера Коппелиуса, у которого полно механических кукол в полный рост — неизменно вызывает у детей прилив восторженных чувств. И если иногда можно перед балетом почитать либретто или литературную основу, то здесь все понятно без слов, а гофмановский оригинал "Песочный человек", наоборот, может абсолютно запутать.

"Спартак"

Балет Юрия Григоровича был поставлен более 50 лет назад и до сих пор неизменно остается одной из самых любимых постановок в Большом театре. На него нужно идти всем мальчишкам помладше и постарше, считающим, что балет — это скучно и там только сказочные принцессы в красивых платьицах. "Спартак" — самый маскулинный и тестостеронный балет в истории, но при этом Григорович поступает так же мудро, как и Лев Толстой в "Войне и мире": любовных дуэтов и военных баталий там можно найти ровно в такой пропорции, что никто из обоих полов не заскучает. Плюс музыка Арама Хачатуряна плотно засядет у вас в голове, и вы еще пару дней точно будете напевать мелодии спектакля. Увидеть его можно в Большом театре, где в принципе на данный момент все составы хороши. Но если вам удастся попасть на Спартака в исполнении Ивана Васильева или Михаила Лобухина, считайте, что вам очень повезло.

"Пахита"

Вообще, целиком этот балет не сохранен: от него остался только лишь Grand pas, который время от времени можно увидеть на различных гала-концертах. Но в прошлом году "Урал Опера Балет" придумал к 200-летию Мариуса Петипа (который, по-хорошему, наше балетное все) создать заново постановку этой занятной истории так, как мог бы это сделать в наши дни великий француз Петипа.

Балет поделен на три акта, где, к примеру, второй акт представляет из себя занятную пантомиму в стиле немого кино. И если первые два акта — фантазия на тему одного из самых популярных современных балетмейстеров Вячеслава Самодурова, то третий акт — как раз возвращение к творению Мариуса Петипа. Балетоманы уже специально летают в Екатеринбург за премьерами, которыми регулярно балует нас театр, так как по факту полет туда-обратно, билет в театр на хорошие места и приличный отель будут стоит не больше одного билета в партер в Большом театре, а впечатлений гораздо больше. Поэтому стоит просто следить за новинками сезона, потому что обычно почти каждый новый балет в этой труппе удостаивается премии "Золотая маска".

Небольшой бонус: помимо классических вариантов мы дадим вам пару рекомендаций по тому, что немного современнее творений Мариуса Петипа, если их вы уже отсмотрели и ждете от этого вида искусства чего-то более свежего.

"Минус 16"

Культовая работа израильского хореографа Охада Наарина "Минус 16" в этом году получила "Золотую маску", и если вы ничего не слышали про этот спектакль и все еще думаете, что современному танцу нечем вас удивить, то смело покупайте билеты в партер, надевайте какой-то яркий верх и ждите, возможно, одного из самых сильных впечатлений в вашей жизни.

Еще желательно в антракте не уходить в буфет, а остаться в зале: так вы себе подарите лишние 15 минут, которыми внезапно начинается спектакль, пока зал практически пустой. "Минус 16" сделал звездой в этом сезоне молодого артиста театра имени Станиславского Максима Севагина, который как раз-таки и зазывает всех на танец в антракте своей импровизацией. То, что происходит на сцене дальше, зрители называют по-разному: кому-то кажется неприемлемым такой яркий микс из популярной музыки в академическом театре, другим же очень радостно наблюдать за классическими артистами, которые в прямом смысле просто отрываются на сцене. Драйв, рок-н-ролл и миллионы эндорфинов ждут вас на этом спектакле.

"Нуреев"

Еще один триумфатор последней "Золотой маски" — спектакль о самом, вероятно, известном артисте балета ХХ века Рудольфе Нурееве — имеет драматическую судьбу, но теперь, скорее всего, он надолго задержится в репертуаре Большого театра. У полнометражной большой работы три автора: молодой композитор Илья Демуцкий, театральный режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов.

Выход спектакля сопровождался скандалами: то переносят премьеру, то сажают под домашний арест режиссера, то вставляют палки в колеса желающим купить билеты — только по паспорту, только лично, еще и в 5 утра желательно подойти к кассам, чтобы взять браслетик на очередь, которая откроется только лишь через несколько часов. Но усилия того стоят: по крайней мере, этот балет является редчайшим примером создания полноформатного спектакля с нуля. Это не бессюжетная неоклассическая работа на 40 минут, а вполне себе балетный байопик, рассказывающий о насыщенной событиями судьбе Нуреева.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги