Важный, но скучный урок истории Америки: "Суд над Чикагской семеркой"
Тамара Ходова — о новом фильме одного из самых известных сценаристов Голливуда Аарона Соркина
Сценарий Соркина об одном из самых противоречивых и громких судебных процессов в Америке пролежал на полке долгих десять лет. Изначально планировалось, что режиссером фильма станет Стивен Спилберг, и, может, опытный режиссер привнес бы в эту историю новые оттенки и альтернативный сценарию взгляд, но в итоге было решено доверить Соркину его же материал. "Суд над Чикагской семеркой" еще раз доказал, что не из любого талантливого и опытного сценариста получается хороший режиссер.
В небольшом прологе режиссер рассказывает нам о состоянии Америки в 1968 году: война во Вьетнаме в самом разгаре, Мартин Лютер Кинг и Джон Кеннеди убиты, страна охвачена протестами. Во время съезда Демократической партии США в Чикаго разгорелись протесты, которые были жестоко подавлены полицией. Через несколько месяцев администрация нового президента Ричарда Никсона решила предъявить обвинения в организации протестов нескольким активистам, чтобы другим впоследствии было неповадно. Подсудимыми стали Том Хейден (как будто только что сошедший с обложки модного журнала Эдди Редмэйн) и его друг Ренни Дэвис, пацифист Дэвид Диллинджер (Джон Кэрролл Линч), лидеры леворадикальной Международной партии молодежи Эбби Хоффман (идеально вписывающийся в роль Саша Барон Коэн с гигантским афро) и Джерри Рубин (Джереми Стронг из сериала "Наследники"), студенты Джон Фройнс и Ли Вайнер и лидер "Черных пантер" Бобби Сил, которого добавили к этой разношерстной компании до кучи, хотя он был в Чикаго всего пару часов и даже не участвовал в протестах.
Сам пролог с его быстрым монтажом и энергичной музыкой похож на фильмы-ограбления из каких-нибудь 2000-х, и весь остальной фильм — на лиричные судебные драмы из далеких уже девяностых
Картина получилась ужасно старомодной, и не в хорошем смысле этого слова: пронизывающий каждый кадр политический пафос, длинные вдохновляющие речи, без которых в общем не обходится ни один проект Соркина, раздражающая безвкусная музыка на заднем плане — Соркину не хватает стиля и оригинального режиссерского взгляда, чтобы заставить запакованный диалогом сценарий задышать. Когда-то его сериал "Западное крыло" сказал новое слово на американском телевидении и вдохновляет шоураннеров и по сей день, но сам его создатель в стилистическом плане так и остался в девяностых.
Привлекательность многих проектов Соркина (особенно телевизионных) заключалась в том, что он создавал идеальный мир, населенный идеальными людьми, которых никогда не могло существовать на самом деле. Подсознательно ты понимаешь, что все происходящее на экране — выдумка идеалиста, но эта выдумка слишком привлекательна, и в конечном счете ты сдаешься и погружаешься в приятное забытье.
Соркин создал американского президента, которому хочется без раздумий присягнуть на верность (Мартин Шин в "Западном крыле"), и программу новостей, в которой мечтал бы работать каждый журналист ("Служба новостей"). Повестка этих шоу хоть и основана на реальности, максимально от нее отдалена, они являются полем битвы больших идей, в пользу которых сценарист всегда выдвигает внушительную аргументацию. Так что работы Соркина похожи на спор с самим собой.
В принципе процесс над Чикагской семеркой идеально вписывается в его метод: это откровенно нелепый, шитый белыми нитками суд над активистами, которые как будто преднамеренно представляют идеальный срез различных политических движений США того времени. Некоторым персонажам это на руку, например паре Хоффман — Рубин. Можно подумать, что они введены в фильм только для того, чтобы разгрузить комическими вставками насупленную драму, однако Соркин основывался на стенограмме реального судебного процесса и большинство остроумных реплик Хоффмана на суде не приукрашены. Правда, повезло не всем. Так, прокурор в исполнении Джозефа Гордона-Левитта, в реальности довольно неприятный человек, превратился в классического соркиновского персонажа — метущуюся душу, которая готова пожертвовать карьерой во имя своих либеральных идеалов.
Удивительным образом фирменный стиль Соркина в его же собственных руках теряет свой блеск: гражданский пафос и остроумие уступают место напыщенности и безвкусию
Несмотря на богатство сценария, режиссер целиком полагается на актерскую игру, и здесь она, безусловно, хороша. Отрицательные персонажи, как, например, некомпетентный и просто злой судья в исполнении Фрэнка Ланджеллы иногда даже интереснее положительных (все тот же Джозеф Гордон-Левитт). Режиссер полностью полагается на текст, и за его пределами он оказывается абсолютно беспомощным.
Судебный процесс 68-го года удачно рифмуется с событиями современности и является неоспоримым доказательством того, что за полвека в мире ничего не изменилось. И конечно, так и тянет провести параллели между фильмом и состоянием Америки сегодня, но удивительным образом они там не видны. Можно смело предположить, что Соркин хотел что-то сказать этим фильмом, но что конкретно — непонятно. Спекуляции на тему событий 2020 года остаются на усмотрение зрителей. "Суд над Чикагской семеркой", к сожалению, больше похож на прилежное изложение событий или урок истории, нежели на остроумное и значимое предупреждение о нашем будущем.