23 ОКТ, 10:00

Приятный сон наяву: "Последняя капля" Софии Копполы

ХОДОВА Тамара
Кинокритик

Тамара Ходова — об идеальном фильме для осени

Новая картина Копполы не обладает магнетизмом ее ранних работ, но идеально подходит под осеннюю меланхолию увядающей природы и как будто укутывает тебя в теплое уютное одеяло.

Нью-йоркская писательница Лора (Рашида Джонс) живет в красивой просторной квартире в Сохо вместе со своим мужем Дином (Марлон Уайанс) и двумя детьми. Все прекрасно в ее королевстве, если бы не постоянная беготня, неудобный график, из-за которого она якобы не может сосредоточиться и начать новую книгу, и странное поведение мужа. После очередной командировки он целует ее, но как будто бы принимает ее за кого-то другого, а на следующее утро она обнаруживает в его чемодане женские туалетные принадлежности. Лора делится своими подозрениями со своим отцом Феликсом (Билл Мюррей), который изначально присутствует в ее жизни только в виде голоса по другую сторону провода, но как только понимает, что дочери нужна квалифицированная помощь, материализуется в костюме с иголочки и чуть ли не с мартини в руке. Все мужчины изменяют, уверяет он дочь и предлагает ей последить за Дином, чтобы поймать его с поличным. Но, кажется, Феликс заинтересован не столько неверным зятем, сколько возможностью провести больше времени со своей дочерью.

Большинство фильмов Копполы глубоко личные, и поэтому очень сложно отделаться от ощущения, что вся эта история произошла с ней самой, тем более когда на сцене появляется эксцентричный отец-бонвиван героини, ветреный гений и любитель женщин, как будто так и намекающий на знаменитого папу-режиссера. Впрочем, его тень маячила во всех работах дочери, его грандиозность была постоянным лейтмотивом, тихой, но всегда различимой мелодией ее картин. При этом "Последняя капля" ощущается как фильм Копполы и одновременно как нечто совсем иное во многом благодаря деликатной и приземленной игре Рашиды Джонс. Обычно герои режиссера существуют в вакууме, воспринимая окружающий их мир как декорацию, они могут легко диссоциировать себя от всего, что происходит. Во многом потому, что они не в состоянии понять даже самих себя. "Последняя капля" рассказывает вовсе не про неверных супругов, это лишь трагикомичный лейтмотив истории, но про кризис среднего возраста. 

Лора становится чужой даже не для своего мужа, а для самой себя и растворяется в волатильной идентичности писательницы-матери-жены. Странное поведение Дина становится пощечиной, которая заставляет ее пробудиться и спросить — что происходит со мной и чего я хочу

Лора поневоле оказывается между двумя главными мужчинами своей жизни и, не без намека на дедушку Фрейда, все время подвергается искушению их сравнивать. Тем более что Феликс всем своим видом так и намекает на то, что он не смог остаться верным своей жене и никто из мужчин на это не способен. Мюррей предстает здесь в совсем непривычном амплуа старомодного, говорливого и проактивного балагура, чьи методы решения жизненных проблем отдают неправдоподобностью дешевого шпионского романа. Актер не обходится привычной парой строк, произнесенных серьезным голосом, чью ироничность выдает только его взгляд и вечно вздернутая бровь.

"Последняя капля" вопреки обычаю Копполы полагается на диалоги, хотя большая часть из них отдает скучной банальностью и вытягивается только за счет актерской игры. Правда, насколько любопытно наблюдать за парой отец — дочь, настолько же безжизненны отношения супружеской пары Лоры и Дина. Деревянный Уайанс врывается в приглушенный, старомодный Нью-Йорк Лоры и Феликса (главным образом Феликса), как пришелец, и рушит его тонкие химические связи.

"Последняя капля" по-копполовски спокойный, но не апатичный. В нем даже есть довольно нелепая и забавная погоня на красном Alfa Romeo Феликса, но чем дальше, тем больше фильм становится более сумбурным и теряет землю под ногами. Коппола прекрасно умеет делать окружающую героев роскошь нераздражающей. Можно сказать, что это как раз то, что нужно зрителям сейчас, — посмотреть на красивых людей и их смешные проблемы, чтобы немного забыть о своих. С этим фильм справляется гораздо лучше, чем, например, наглый в своей неправдоподобности и безвкусии сериал "Эмили в Париже" Даррена Стара. Однако, кроме этой художественной седации, этакого дружеского похлопывания по плечу, фильму предложить нечего. Его интрига прозрачна, как мартини со льдом, а его итоги в общем ни к чему не приводят. Просто иногда всем нам нужно совершить в жизни что-нибудь необдуманное и дурацкое, чтобы вернуться к себе прежним.

Фильм выходит 23 октября на Apple TV+.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru