Россия потеряла почти 18 млн га леса за 13 лет
Площадь диких лесов в стране сократилась на 6,5%, что равноценно территории, которую занимает Республика Карелия
Площадь диких лесов в России сократилась на 17,8 млн га с 2000 по 2013 год. Дикие лесные массивы полностью исчезли в 43 субъектах страны - на юге Западной Сибири и в восточной части России. Об этом говорится в новом исследовании Greenpeace.
Общие потери диких лесов во всем мире составили 7,2% (91,9 млн га) с 2000 по 2013 год. Главной причиной исчезновения лесов считается лесная промышленность. Заготовка древесины уничтожила 37% всех исчезнувших лесов.
К сокращению площади лесов, по мнению специалистов, приводят также сельское хозяйство (27,7% от всего уничтоженного массива), горная промышленность, добыча нефти и газа и вызванные человеком лесные пожары (21,2% от всего уничтоженного массива). Только в Сибири огонь ежегодно охватывает до 17 млн га леса. 60% уничтоженных лесов пришлось на тропические регионы, где деревья постепенно сменяются пастбищами для домашних животных.
Две трети нетронутых лесных массивов произрастают в России, Канаде и Бразилии. В 2000 году на РФ приходилось 26%, или 289 млн га леса, - около 17% площади всей страны. Во всей Евразии, в том числе на территории России, под инфраструктурные объекты, дороги и трубопроводы нефте- и газодобывающие компании вырубили 41% северных лесных массивов и 23% южных.
Республика Парагвай потеряла 79% своих лесных территорий, Лаос, Экваториальная Гвинея, Камбоджа, Никарагуа - по 35% каждая. Специалисты предупреждают, что через 20 лет при тех же темпах страны потеряют все свои леса, а через 60 лет то же произойдет в Конго, Габоне, Камеруне, Боливии и Мьянме.
Исследователи обратили внимание на то, что лишь 13% малонарушенных массивов мира защищены законом. 7,7% северных бореальных лесов признаны особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в Северной Америке, 5,2% - в Евразии, из них 5% - в России. Некоторые страны (Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Филиппины, Папуа - Новая Гвинея, Эфиопия, Ангола, Никарагуа) вовсе не признают свои леса национальным достоянием.
По данным исследования, скорость сокращения диких лесов, не входящих в состав ООПТ, в Африке, Северной Америке и Евразии в 4 раза выше, в Южной Америке - в два, в Юго-Восточной Азии - почти в три раза. Тем не менее статус ООПТ не гарантирует 100%-й защиты леса.
"Право не всегда может защитить леса", - говорится в докладе. Например, 28% малонарушенных массивов в заповеднике Тзаратанана на острове Мадагаскар были вырублены под нужды мелких фермеров, а из национального парка Мантадия они и вовсе исчезли. В Австралии вблизи ООПТ власти разрешили построить дорогу, а в умеренных широтах Южной Америки в одном из национальных парков возвели туристические объекты.
Как отмечают в Greenpeace, система сертификации и экологической и социальной ответственности лесопользователей, разработанная международной некоммерческой организацией "Лесной попечительский совет", пока не может замедлить темпы потери лесов на планете. Но в начале января совет опубликовал требования к компаниям приостановить работы в малонарушенных лесах до того момента, пока не будут созданы руководства по сохранению нетронутых массивов.
До тех пор, пока законы не начали действовать, исследователи предлагают бороться своими силами. Пример Бразилии доказал, что активизм может быть эффективным. В 2016 году народ мундуруку отстоял леса Амазонки, когда крупные бразильские компании планировали построить дамбу на реке Тапажос и затопить окружающие территории.
Материал предоставлен проектом "+1".