В мире усиливается законодательное регулирование социальной ответственности бизнеса
Однако в ряде стран, например в Индии, законы о корпоративной социальной ответственности не очень эффективны
Австралийские исследователи установили, что корпоративная социальная ответственность (КСО) из добровольной деятельности компаний постепенно превращается в законодательно регулируемую. Об этом сообщил The Conversation.
Как рассказали сайту профессор в области права Сандип Гопалан и преподаватель финансов Амита Джайн, причиной тому стали злоупотребления со стороны компаний, например получение государственных грантов без целевого расходования, "зеленый пиар" без реальных результатов и недостоверная отчетность.
В мире социальную ответственность компаний пытаются регулировать. Например, Комиссия США по ценным бумагам и биржам выпустила правила, регулирующие прозрачность выплат за лицензии на недропользование, обеспечение гендерного равенства внутри компаний и торговлю "конфликтными минералами". Так называются минералы, местом происхождения которых является Конго. Их добыча сопровождается гибелью миллионов людей ежегодно, сотни тысяч женщин подвергаются изнасилованиям.
В 2014 году Евросоюз выпустил директиву о раскрытии нефинансовой информации и данных, связанных с расовым и гендерным разнообразием. В Австралии бизнес обязан раскрывать информацию об управлении социальными и экологическими рисками. Китайские и японские банки стали публиковать отчетность по КСО без каких-либо законодательных требований со стороны государства в 2015-2016 годах.
КСО в Индии
Как сообщает The Conversation, Индия решила пойти в этой области дальше других стран. В 2013 году она ввела в действие раздел 135 Акта о компаниях, который обязывает крупные компании раскрывать информацию о КСО.
Кроме того, документ устанавливает обязательные отчисления на КСО в размере 2% от средней чистой прибыли за три финансовых года для компаний, имеющих либо собственный капитал свыше 5 млрд рупий (более $77 млн), либо оборот, превышающий 10 млрд рупий (более $155 млн), либо чистую прибыль, превышающую 50 млн рупий (более $775 млн) в течение любого финансового года.
Добиться исполнения закона в стране пока не удалось. Чтобы доказать это, исследователи изучили годовую и КСО-отчетность четырех крупнейших индийских банков с 2012 года и сравнили ее с отчетностью банков Австралии, Китая и Японии - стран, где подобного закона нет.
Только Государственный банк Индии смог предоставить данные по КСО за период, предшествующий 2013 году. Кроме того, в 2014 году только один коммерческий банк - ICICI - потратил на КСО положенные 2% от прибыли и 1,9% - в 2016 году. В то же время расходы Kotak Mahindra Bank составили лишь 0,69% от прибыли. При этом, как отмечают исследователи, ни один банк не был оштрафован или как-либо еще наказан за неисполнение закона.
Ученые отметили, что банки предпочитают тратить средства в сферах, привлекающих максимальное внимание общественности, таких как образование, ликвидация последствий природных катастроф и просвещение в области охраны здоровья. При этом некоторые менее популярные области остаются без финансирования.
Что касается сокращения экологического следа, то зачастую банки открывают современные отделения с низкой нагрузкой на окружающую среду, в то время как остальные продолжают пользоваться устаревшим оборудованием, поглощающим большие объемы энергии и прочих ресурсов.
Кроме того, расплывчатость формулировок Акта о компаниях позволяет давать им самое широкое толкование, что подрывает выполнение поставленных им целей. Например, такой обязательный элемент охраны труда, как обучение персонала пожарной безопасности, заявляется как часть КСО-программы.
"До тех пор, пока закон не будет сформулирован более четко, эффективно применяться и наказывать нарушителей, он не создаст условий для развития КСО и сближения бизнеса с заинтересованными сторонами. Требования раздела 135 останутся косвенным налогом и будут создавать ненужные бюрократические трудности для бизнеса", - считают исследователи.
Материал предоставлен проектом "+1".