Эксперты назвали загрязнение воздуха курением 21-го века
Активные меры со стороны государств могут сохранить десятки тысяч жизней, считают ученые
Эксперты Научно-исследовательского института государственно-муниципального управления (IPPR, Великобритания) назвали загрязнение воздуха курением 21-го века, сообщает газета Independent.
Заболевания и их осложнения, связанные с низким качеством воздуха, ежегодно уносят жизни около 40 тыс. жителей Великобритании, подсчитали в IPPR. Наибольшей опасности подвергаются дети, пожилые и люди, страдающие заболеваниями дыхательных путей. Оксид серы, двуокись азота и твердые частицы, попадающие в воздух при сгорании ископаемого топлива, вызывают воспаление слизистой оболочки легких и ослабляют устойчивость к легочным заболеваниям.
"Это как табак 21-го века, и причина каждой смерти, которую можно было предотвратить, - это бездействие со стороны правительства", - считает эксперт IPPR Даррен Бакстер.
По его мнению, британскому министру окружающей среды Майклу Гоуву следует подойти к вопросу так же серьезно, как в 1960-х годах правительство подошло к борьбе с курением, когда стала ясна степень его опасности.
В течение ближайших недель министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства собирается опубликовать третий вариант плана по улучшению качества воздуха, который должен привести его в соответствие санитарным нормам. Два предыдущих плана были раскритикованы экологическими движениями.
"Потенциальные социоэкономические и экологические выгоды от более чистой и эффективной транспортной системы огромны", - подчеркивается в докладе. Вместе с тем авторы отмечают, что по внедрению гибридного, электрического и водородного транспорта Великобритания начала отставать от других стран, в частности от Германии.
"У нас должны быть зоны с чистым воздухом, запрет на дизельное топливо и широкое распространение электрокаров", - заявил Бакстер.
Эксперт добавил, что особые опасения вызывает ситуация в Лондоне, однако вредное воздействие выбросов транспорта затрагивает и региональные города. В некоторых, например в графстве Мерсисайд или агломерации Тиссайд, максимально допустимый уровень загрязнения превышен на 150%.
Ситуация в мире
Одним из лидеров по уровню загрязнения воздуха является Индия. Более миллиона жителей страны ежегодно умирает из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха (в среднем два человека в минуту). В связи с тяжелой экологической ситуацией страна планирует полную электрификацию общественного транспорта к 2032 году.
В нескольких городах Индии 6 ноября 2016 года был объявлен режим ЧС из-за опасных уровней загрязнения: только в Дели концентрация загрязняющих частиц увеличилась в 16 раз. Самая опасная ситуация сложилась в Нью-Дели, который на несколько дней накрыло густым облаком смога. Эколог Виджай Коул из Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии уверен, что в ноябре текущего года катастрофа может повториться.
Изучив спутниковые снимки NASA, одной из главных причин смога, наряду с выбросами транспорта и пожарами от массового запуска фейерверков во время индийского праздника Дивали, ученый назвал сельскохозяйственные палы. После уборки урожая крестьяне сжигают рисовую солому и сорняки, готовя поля к следующему посеву. Эти факторы наложились на низкую скорость ветра, связанную с сезонной переменой погоды.
"У индийских властей и жителей Дели осталось четыре месяца, для того чтобы принять меры. Чтобы защитить город от новой катастрофы, в ноябре потребуется строго ограничить сельскохозяйственный пал, использование фейерверков и крупное строительство", - пишет он в колонке для издания The Conversation, поясняя, что в некоторых странах выжигание рисовой соломы запрещено.
Об угрожающих масштабах загрязнения в Индии "+1" рассказал эксперт по химической безопасности ООН Валерий Петросян: "Более двух тысяч лет назад индийцы поставили в центре Дели колонну из нержавеющей стали. Две тысячи лет с ней ничего не происходило. Но, как только Дели наполнился автомобилями, воздух наполнился оксидами азота и серы. Колонну стали поливать кислотные дожди, и она разрушилась за двадцать лет".
По словам ученого, массовое использование двигателей внутреннего сгорания приводит не только к легочным заболеваниям, но и к гипоксии мозга, тормозящей умственную и физическую деятельность человека и приводящей к отмиранию клеток.
"Кислорода достаточно в трех местах - на море, в горах и в лесу. Там его содержание в воздухе достигает 22%, в городах оно падает до 19%, а там, где наблюдается смог, - еще ниже. Человек в таких условиях плохо думает, плохо двигается. Автомобиль, чтобы работать, сжигает бензин. Я посчитал, что в среднем одна молекула бензина забирает из воздуха 14 молекул кислорода. Поэтому безопаснее ездить на метане - потому что на сгорание молекулы метана тратится одна молекула кислорода. Но лучшее решение, на мой взгляд, - это электрокары", - сказал эксперт.
Материал предоставлен проектом "+1".