Поступить в вузы планирует только 1% выпускников детских домов
Почти 85% опрошенных воспитанников хотели бы стать поварами-кондитерами, автомеханиками, сварщиками или учителями начальных классов
Большая часть воспитанников детских домов хотели бы получить среднее образование. 5% детей хотели бы поступить в 10-й класс и только 1% - продолжить учебу в высшем учебном заведении. Такие результаты получили благотворительный фонд "Открывая горизонты" и проект социальной адаптации и профориентации для подростков "Полдень", опросив 180 18-летних выпускников детских домов из 17 городов и регионов России (Воронежа, Самары, Томска, Пензы, Челябинска, Калуги, Уфы, Ростова-на-Дону, Перми, Екатеринбурга, Саратова, Ижевска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей). Об исследовании сообщается в пресс-релизе проекта "Полдень".
Самой популярной среди выпускников оказалась специальность повара-кондитера. В десятку самых желанных профессий вошли авто- и судомеханик, учитель начальных классов, сварщик, специалист в области информационных технологий, мастер отделочных работ, парикмахер, электромонтер, специалист в области гостиничного сервиса, строитель. Почти 85% опрошенных воспитанников хотели бы стать поварами-кондитерами, автомеханиками, сварщиками или учителями начальных классов.
Как объяснила генеральный директор фонда "Открывая горизонты" Анна Орлова, дети выбирают среднее образование, так как специальности слесаря, механика, повара востребованны в любом регионе России и позволяют получать предсказуемый регулярный доход. "Среднее образование - простой и очевидный путь. Детям понятно, с чего начинать обучение и кем можно работать в недалеком будущем", - добавила Орлова.
Потребность в профориентации
Как считает психолог проекта социальной адаптации и профориентации для подростков "Полдень" Ольга Тимур, многие люди заблуждаются, утверждая, что выпускники детских домов не стремятся получить образование. Ребенок может стать успешным, если учится на положительных примерах взрослых и с ним работают педагоги. "На любого человека влияют три фактора: биологический, психологический и социальный. Первый включает физиологию и анатомию, общий уровень здоровья и генетику, второй - эмоциональный склад и реакции на внешние раздражители, третий - культурные, социально-экономические факторы", - пояснила Тимур.
Орлова подчеркнула необходимость программ социализации и профориентации, которых нет во многих детских домах. Без специальных занятий дети не могут узнать о тенденциях рынка труда и актуальных профессиях и, согласно исследованию образовательного проекта "Пункт Б", проведенному в 2016 г., о котором говорится в документах фонда, в 90% случаев выбирают профессии по принципам "где проще учиться" или "за компанию", после чего часто забрасывают учебу и не реализуются в профессии.
Работа фонда
Фонд "Открывая горизонты" с 2015 г. проводит программы социализации и профессиональной ориентации в 58 детских домах в 18 регионах РФ. За два года программу прошли 620 детей.
Сотрудники фонда организуют занятия, где учат детей общаться, брать ответственность за результат коммуникации, определять причины неудавшегося разговора и преодолевать проблемы, ставить и решать сложные задачи, оценивать собственные силы, знания, способности, анализировать интересы, вырабатывать личную финансовую стратегию.
В апреле 2017 г. фонд запустил проект "Шаг в будущее" вместе с детским благотворительным фондом "Солнечный город" и сервисом выбора карьеры "Пункт Б". Два раза в месяц тренеры приезжают в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в Тогучине (Новосибирская область), Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Жемчужина" в Новосибирске, Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, расположенный в селе Барышево (Новосибирская область).
Специалисты проводят тренинги и профориентационные игры, знакомят с профессиями в строительном и транспортном секторах, сферах услуг, спорта и общественного питания, проводят для детей экскурсии в офисах компаний и на производствах, организуют индивидуальные психологические и профориентационные консультации. В 2018 г. программу планируют запустить и в других российских регионах.
Как рассказала Орлова, фонд выбирает профессии в сферах общественного питания, транспорта, строительства, спорта и услуг, так как спрос на них есть всегда, вне зависимости от макроэкономической конъюнктуры в стране.
Специалист обратила внимание на то, что программа фонда помогает детям не только найти желаемую профессию, но и трезво оценить свои возможности. "Дети должны не просто сказать себе: "Я хочу высшее образование, квартиру, машину, дачу", но ответить на вопрос, каким образом достичь поставленных целей, и выбрать карьерную траекторию. В этой парадигме среднее образование - своего рода тест-драйв: ребенку становится понятно, справится ли он в дальнейшем с нагрузками вуза и нужно ли ему высшее образование", - объяснила Орлова.
Материал предоставлен проектом "+1".