Россия — место в мировом кинопроцессе
Мировая киноиндустрия уверенно развивается – в 2016 году кассовые сборы увеличились до $38,6 млрд. На киноиндустрию всё большее влияют новые технологии производства и продажи контента, а также расширение международного сотрудничества. Российский кинорынок также растет и укрепляет международные связи, создавая почву для того, чтобы в будущем стать полноценным партнером лидеров кинопроизводства.
Кинематографическое производство становится все более глобальным.
- Продюсеры из США все чаще выбирают для съемок скандинавские страны и Азию: налоговые льготы, компенсирующие выплаты, гранты местных фондов поддержки увеличивают привлекательность данных регионов в глазах компаний-производителей.
- В январе 2017 году были внесены поправки в Конвенцию о совместном кинопроизводстве в ЕС: европейским странам-участницам конвенции теперь будет гораздо легче заключать партнерские отношения с кинокомпаниями вне Евросоюза.
На кинематографическом рынке укрепляют позиции стриминговые компании и онлайн-кинотеатры, а цифровые технологии, приходящие в производство и дистрибуцию, формируют новые тренды.
- Традиционные и онлайн-кинотеатры – скорее партнеры, нежели конкуренты. Но такие стриминговые гиганты как Netflix и Amazon Prime предоставляют альтернативные каналы демонстрации контента и усиливают давление на кинотеатры, чтобы лишить их эксклюзива на показ нового кино.
- В 2016 году в рамках Каннского кинофестиваля впервые открылась специальная программа «Виртуальная реальность», а в 2017 году прошла пилотная программа российских короткометражных сферических фильмов в виртуальной реальности Russian VR Seasons.
- В 2016 году в Амстердаме был открыт первый полноценный кинотеатр, использующий технологии VR (виртуальной реальности). При этом многие эксперты считают более перспективной технологию дополненной реальности (AR), которая, по их мнению, проще и доступнее и с точки зрения производства и потребления.
Развитие кинематографа в России – одно из базовых направлений принятой в марте 2016 года «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года», которая, в частности, предусматривает:
- Рост количества кинотеатральных экранов, среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год, а также увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25%, а к 2030 – до 30%.
- Развитие и поддержку анимационной отрасли.
- Поддержку проведения международных кинофестивалей в России и продвижения отечественных фильмов на международных кинофестивалях.
Прошедший 2016 год по основным показателям для российской киноиндустрии стал довольно удачным.
- Доля отечественных фильмов в российском прокате составила 18,4%, а сборы от них — рекордные 8,56 млрд рублей (рост за год на 20%). Количество зрителей, которые пришли посмотреть российское кино, достигло 35,2 млн человек.
- Сборы российских фильмов в международном прокате выросли на 100% (по отношению к 2015 году) до $35 млн.
- По итогам международной выставки аудиовизуального контента MIPCOM 2016 увеличился интерес зарубежных закупщиков к российскому контенту – количество предложений и сделок выросло примерно на 30%.
В России развиваются практики международного сопродюсирования, а также создаются привлекательные условия для развития кинопроизводства в регионах России.
- В 2016 году Ассоциация продюсеров кино и телевидения и Агентство стратегических инициатив (АСИ) одобрили проект по повышению инвестиционной привлекательности российских регионов как центров кинопроизводства. Он предполагает внедрение системы налоговых возвратов за потраченные на киносъемку средства.
- В конце 2016 года российская компания «Главкино» и Русско-китайский фонд развития культуры и образования договорились о создании продюсерского центра Glavkino.China, который займется производством контента для китайского кинорынка.
В России сектор легальных стриминг-ресурсов только зарождается: объем отечественного рынка онлайн-кинотеатров по итогам 2016 года составил 7,4 млрд руб.
- Скромные показатели российского рынка онлайн-дистрибьюторов объясняются большим количеством нелегального контента.
- С 1 июня 2017 году в России вступает в силу закон о регулировании деятельности онлайн-кинотеатров, который, по мнению экспертов, будет способствовать снижению потребления «пиратского» контента.
Но сохраняется ряд проблем, которые российской киноиндустрии при поддержке государства необходимо преодолеть – это и борьба с «пиратством», и строительство новых кинотеатров, и качество экспертной оценки проектов, претендующих на госфинансирование.