Владимир Лукин рассказал о деталях освобождения наблюдателей ОБСЕ
По словам спецпредставителя президента РФ, в Славянске настаивали, чтобы этот вопрос решал только представитель России, а в Киеве хотели, чтобы это были "другие люди"
МОСКВА, 4 мая. /ИТАР-ТАСС/. Спецпредставитель президента РФ Владимир Лукин рассказал о деталях освобождения военных специалистов ОБСЕ 3 мая в Славянске. Интервью с ним будет опубликовано в понедельник в "Российской газете".
По словам Лукина, к нему обратился генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, который спросил, может ли он "что-нибудь сделать", чтобы помочь задержанным в Славянске иностранным офицерам. "Я сразу понял, что в такой ситуации надо информировать администрацию президента РФ, потому что там могут помочь, от этого многое зависит", - отметил правозащитник, уточнив, что связался с первым заместителем главы администрации президента РФ Вячеславом Володиным, "проинформировал его о просьбе Ягланда". "Володин мне быстро перезвонил, сказав, что проинформировал обо всем Путина, что президент очень поддерживает такую инициативу и предлагает, чтобы я, если считаю это полезным для дела, был его представителем", - добавил Лукин.
Киевская клика не только не задумывалась о безопасности инспекторов, но прямо поставила под угрозу их жизнь, начав карательную операцию против мирных жителей Славянска
Изначально, по словам Лукина, предполагалось, что в миссии примут участие представители ОБСЕ в Донецке, "поедут на своих машинах", что "сделало бы более безопасным поездку по шоссе Донецк - Славянск". Однако в результате в Славянск они не поехали, сказав, что " в Киеве некоторые люди, в том числе министр внутренних дел Аваков, считают, что надо ехать не так, как было намечено, а через Харьков, через север: дескать, только тогда нам будет гарантирована безопасность", - сообщил спецпредставитель. "Поскольку я никому из этих киевских функционеров не подчиняюсь, дело мое гуманитарное, правозащитное, мы с Турбьерном Ягландом решили, что надо двигаться тем путем, который выбрали первоначально", - подчеркнул он.
На чем настаивали в Славянске и Киеве
По словам спецпредставителя президента, на обратном пути миссии удалось договориться на блокпостах самообороны, поскольку "их предупредили из Славянска, что надо пропускать", а сложности возникли на блокпостах, установленных "военными и полувоенными, находящимися под командованием киевских властей".
Сложности, рассказал Лукин, возникли и в связи с тем, что "власти Славянска настаивали, чтобы в решении вопроса участвовал только представитель России", "а некоторые лица в Киеве (и западнее Киева) очень хотели бы, чтобы это был не российский представитель, а другие люди". "Я сказал: у меня нет личных соображений, амбиций, но прежде всего важна эффективность, отдадут ли в Славянске западных военных этим "другим людям"? Поэтому мы договорились: едем до одного из последних блокпостов, где дорога безопасна и контролируется, а дальше еду я с моим уважаемым коллегой Евгением Кожокиным", - рассказал Лукин.
В Славянске, добавил он, членов миссии "угостили чаем", освобождаемые офицеры "были в хорошем состоянии, на еду не жаловались, на условия тоже". В составе группы, уточнил Лукин, "было четыре офицеров украинской армии, еще восемь офицеров стран НАТО - Германии, Чехии, Польши и Дании". "Впрочем, мы не делали никаких различий - это не политическое, а чисто гуманитарное дело", - заключил он.
Ситуация на юго-востоке Украины. Хроника событий. 4 мая
Задержание под Славянском
Военные наблюдатели от ряда стран ОБСЕ были задержаны под Славянском в конце прошлой недели. Они находились на территории Украины по приглашению киевских властей в соответствии с нормами Венского документа по мерам повышения доверия в военной сфере. В составе миссии три военных наблюдателя из Германии, один немецкий военный переводчик и по одному наблюдателю из Дании, Чехии, Польши и Швеции. Швед, страдающий диабетом, был отпущен на свободу еще 27 апреля в связи с состоянием здоровья.