25 СЕН, 14:07

Постпред в Совете Европы: ПАСЕ ослаблена тем, что парламентарии РФ не участвуют в дебатах

Текущее положение не устраивает никого, подчеркнул Александр Алексеев

СТРАСБУРГ, 25 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Баранов/. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) значительно ослаблена тем, что российские парламентарии, лишенные весной большинства полномочий за воссоединение Крыма с Россией, не могут полноценно работать в этом органе Совета Европы (СЕ). Об этом в интервью корр. ИТАР-ТАСС заявил постоянный представитель России при СЕ Александр Алексеев.

"ПАСЕ - это чисто консультативный орган. Его резолюции носят рекомендательный характер, и выполнение их или невыполнение - это суверенная воля государств-членов, входящих в СЕ, - пояснил он. - В связи с этим деятельность ассамблеи, в том числе лишение российской делегации ее полномочий, в значительной степени влияет на жизнь самой ПАСЕ". По словам Алексеева, речь идет о прекращении "каких-то реальных контактов, связанных с визитами докладчиков, с мониторингом выборов, общей демократической ситуации в РФ".

"И кто выиграл, и кто проиграл - я думаю, это судить самим парламентариям. Одно очевидно, какого бы то ни было влияния на сотрудничество РФ и СЕ в других областях, в осуществлении мониторинговой деятельности, контактов с секретариатом, осуществление тех программ, которые подготовлены совместно Россией и СЕ, не было вообще", - подчеркнул постпред России.

В то же время он указал на то, что текущее положение не устраивает никого. "Мы осознаем, что ситуация ненормальная. Из нее должен быть найден выход, потому что я не берусь судить, страдала ли от произошедшего наша парламентская делегация, но, однозначно, многие мои коллеги в Страсбурге и я тоже считаем, что ПАСЕ в значительной степени ослаблена тем фактором, что российские парламентарии не принимают участие в дебатах и не могут полноценно работать в этом органе", - отметил Алексеев.

В то же время постпред не стал говорить о том, насколько высока вероятность возвращения российской делегации к нормальной работе в ассамблее в январе будущего года. "ПАСЕ - во многом непредсказуемый орган, и не только потому, что целый ряд депутатов на разных сессиях занимает различные позиции. Ассамблея еще в значительной степени непредсказуемая, потому что никто не знает, кто из депутатов приедет, а кто не приедет на сессию. Часто не приезжает до четверти или до трети депутатов, или они уезжают с середины сессии, и остается вообще половина. Кто и сколько приедет, и как они будут настроены, предсказать обычно не берется никто, - пояснил собеседник агентства. - На мой взгляд и взгляд моих коллег и партнеров, вероятность того, что полномочия российской делегации будут восстановлены, несомненно, существует, потому что за этот период времени многие в ПАСЕ убедились, что другой путь - это путь в никуда. Давать какие-то гарантии или что-то предсказывать не возьмется никто благодаря тем факторам, которые я назвал".

Алексеев считает преждевременными и ненужными разговоры о выходе России из СЕ, начавшиеся после того, как российские парламентарии весной были лишены до конца года большинства своих прав в ПАСЕ.

"Я думаю, что это шаг преждевременный, с моей точки зрения, ненужный, по той простой причине, что работа ПАСЕ - это дело парламентариев, - заявил он. - СЕ - это межправительственная организация, в его работе участвуют делегации, направленные государствами-членами, и именно они формируют его позицию по тем или иным вопросам".

Алексеев напомнил о том, что базирующийся в Страсбурге СЕ "ведет работу на основе конвенций, которые являются юридически обязательными для всех членов организации, что в значительной степени создает единое правовое и гуманитарное пространство". "Он также в какой-то мере является, скажем, сторожевым псом, следящим за тем, как в Европе развиваются в непростых условиях  процессы, связанные с демократией, коррупцией, нетерпимостью, национальной рознью, отмыванием денег, наркотиками", - пояснил постпред.

"Я думаю, уходить и лишать российское гражданское общество такого массива общеевропейских конвенциальных обязательств было бы неверно. Если ЕС в будущем присоединится к Европейской конвенции о защите прав человека, мы фактически выходим на создание общеевропейской организации от Атлантики до Тихого океана с едиными конвенционными механизмами и единым гуманитарным и правовым пространством. Мы не можем не быть в этом заинтересованы", - сказал собеседник агентства.

Об отношениях с ЕСПЧ

За последние два года резко снизилось количество российских дел в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), рассказал Алексеев.

"За последние два года резко снизилось количество российских дел в суде, несмотря на то, что мы самое населенное государство (среди стран-участниц Конвенции, - прим. корр.). Мы ушли на четвертое место, и, я думаю, по этому показателю мы будем продолжать снижаться. Это первое, что надо учитывать, когда мы говорим об отношениях РФ с ЕСПЧ, - отметил он. - Второе, что, несомненно, надо учитывать: ряд решений суда в отношении России выходит за рамки его компетенции. Суд иногда принимает решения, которые к конвенциальным обязательствам не имеют никакого отношения и затрагивают, например, вопросы, относящиеся к прошлому, когда Россия не была в СЕ и не знала о существовании Европейской конвенции о защите прав человека".

Кроме того, по словам Алексеева, некоторые решения ЕСПЧ "вступают в противоречие даже не с российскими законами и Конституцией, а с общепринятым публичным международным правом, и это вызывает определенное недоумение нашего юридического сообщества, поскольку создает для нас серьезные внутренние противоречия: с одной стороны, по Конвенции мы обязаны выполнить решение суда, с другой - решение может быть невыполнимым". "И не только мы с этим сталкиваемся. Такие ситуации есть и в других странах, и их реакция аналогична нашей. Что в этой ситуации делать? Отработанных механизмов нет, а время идет: государство не может не выполнить и не может выполнить решение ЕСПЧ. Поэтому создается патовая ситуация", - констатировал собеседник агентства.

По его мнению, подобная проблема связана "с несовершенством самого суда". "ЕСПЧ состоит из судей всех государств-членов СЕ, но есть соответствующие палаты суда из семи судей, которые принимают решения по вопросам, связанным с теми или иными государствами. Иногда бывают ситуации, когда возникает жесткое противоречие в самом суде по поводу прецедентной практики. Семь судьей в отношении России приняли одно решение, семь абсолютно других судей в отношении Турции приняли другое решение примерно по аналогичному вопросу или сюжету. Начинаются противоречия в самом суде, и у палат появляется возможность выбирать решения по своему видению, мышлению, компетенции, политическим или идеологическим пристрастиям. А за много лет существования ЕСПЧ его прецедентная практика - это такой массив дел, в котором можно найти абсолютно противоположные решения по одному и тому же вопросу. В этом и заключается определенное несовершенство суда, - пояснил Алексеев. - Кроме того, сейчас принцип субсидиарности суда (вспомогательный характер - прим. корр.) нарушается нередко именно благодаря личному видению судей окружающей их действительности. Суд должен стоять на страже Конвенции, уважать ее и помнить о своем субсидиарном характере по отношению к национальным судам". 

Читать на tass.ru
Теги